Версия для слабовидящих


В связи с отменой всех мероприятий из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая предлагает своим посетителям виртуальный формат общения на музейном сайте и в социальных группах ГМИЛИКА.

Представляем вашему вниманию выставку из фондов музея, посвященную 100-летию детской музыкальной школы №1 имени А.К. Глазунова «По страницам истории Первой музыкальной«.

Фото- и видео-отчеты можно посмотреть ЗДЕСЬ

Детская музыкальная школа № 1 им. А.К. Глазунова (г. Барнаул) – старейшее музыкальное учебное заведение края, первая на Алтае и одна из первых в Сибири и на Дальнем Востоке государственная музыкальная школа.

Она была основана в 1920 г. как Рабоче-крестьянская консерватория при Народном доме (тогда Рабочем дворце). В 1921 г. в консерватории работало 30 преподавателей, обучающих 425 учащихся (как детей, так и взрослых). Библиотека консерватории насчитывала 10 000 книг, пособий, сборников упражнений. При консерватории действовали двухгодичные курсы хормейстеров, которые вели К.Н. Нечаев и известный этнограф и композитор А.В. Анохин.

В 1922 г. на базе консерватории был открыт музыкальный техникум, обучение в котором стало платным. В декабре 1926 г. техникум был переименован в музыкальную школу 1-й ступени, а в 1928 г. – в детскую музыкальную школу № 1 им. А.К. Глазунова. Имя А.К. Глазунова школе присвоено потому, что первые денежные ассигнования на ее обустройство были получены при прямом содействии композитора.

В 1924 г. школу возглавил Анатолий Иванович Марцинковский (до 1937 г.). Пост заведующего учебной частью с 1920 по 1934 гг. занимал композитор Константин Николаевич Нечаев.

Школа была рассчитана на обучение 100 человек. Помимо обучения в ней велась большая творческая работа. Так, силами педагогов и учащихся были поставлены оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Майская ночь», отдельные сцены из опер Чайковского, Мусоргского. Режиссерами всех постановок являлись К.Н. Нечаев, наделенный сценическим талантом и режиссерскими способностями, и преподаватель по классу вокала, оперная певица, выпускница Петербургской консерватории А.Н. Нечай-Стржалковская, приехавшая в Барнаул в 1921 г.

В 1927 г. в музыкальной школе были открыты классы гитары, мандолины, гармоники, в 1928 г. – класс для подготовки руководителей драматических кружков с двухлетним курсом обучения.

С середины 1930-х гг. на протяжении ряда лет музыкальная школа восполняла отсутствие в Барнауле музыкальных учебных заведений и готовила учителей пения для общеобразовательных школ, руководителей хоровых и музыкальных кружков в системе среднего образования.

С конца 1930-х гг. обучение в музыкальной школе стало возможным и для взрослых, которые могли получать образование по классам баяна, сольного пения, виолончели и ударных инструментов.

С началом Великой Отечественной войны горсоветом было принято решение о временном закрытии музыкальной школы, но по просьбе ее преподавателей школа продолжила работу на хозрасчете. В годы войны интерес к музыке не ослабел. Если в 1940-41 учебном году в школе училось 320 человек, то через год – 381 учащийся. В 1942 г. в школе был создан струнный оркестр из 26 человек под руководством педагога-скрипача Д.М. Клера, музыкальный лекторий, функционировал хор (120 учащихся), ансамбль баянистов (16 человек).

В число старейших педагогов, заложивших традиции музыкального образования в Барнауле и отдавших многие годы своей жизни ДМШ № 1 им. А.К. Глазунова входят: З.И. Платонова (работала в школе с 1928 по 1954 гг.), вокалистка К.Н. Казакова, выпускница Ленинградской консерватории, выступавшая на сцене Мариинского театра (работала в школе с 1936 по 1960 гг.); выпускница школы 1929 г. пианистка О.В. Ислентьева, удостоенная звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» (работала в школе концертмейстером, затем преподавателем фортепиано с 1927 по 1963 гг.). Со дня основания и до 1964 г. в школе работала пианистка Л.С. Савельева, окончившая Петербургскую консерваторию.

В 1930-1940 гг. в музыкальной школе преподавали такие известные музыкальные педагоги, как К.К. Княгинин (фортепиано), музыковед и композитор А.С. Анохин, занимавший пост завуча до 1951 г., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин И.И. Збираник. В разные годы в школе преподавали: пианист и композитор Н.Н. Иконников, педагог и музыкант С.И. Диордиев, пианистка Е.И. Ключникова, виолончелистка А.В. Бартлеманова, скрипачи Борис Рабиль, Тимофей Бэлла, Роберт Лейкам и др.

Из стен учебного заведения за годы его существования вышло около 5 тысяч учащихся – детей и взрослых. Среди выпускников школы есть известные деятели культуры и искусства, выдающиеся музыканты, внесшие большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства: композитор В.В. Пушков, автор музыки к известным кинофильмам: «Семеро смелых», «Тайга золотая», «Комсомольск»; оперный певец, народный артист РСФСР В.П. Арканов (Лизунов) – солист Новосибирского академического театра оперы и балета, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки; дирижер оркестра Новосибирского радио Н.И. Иванов; дирижер, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии И.Е. Щербаков; засл. артистка РФ Е.В. Скрипченко; профессор АлтГУ, заслуженный деятель искусств РФ, дирижер Н.А. Корниенко; органист, заслуженный деятель искусств РФ С.М. Будкеев; композитор О.Б. Иванов; доцент АлтГАКИ, заслуженный работник культуры РФ Н.П. Баскакова; профессор, ассистент кафедры скрипки Высшей школы музыки Королевы Елизаветы в Мадриде Юрий Волгин; профессор Юрий Марченко; певица, лауреат международных конкурсов вокалистов Наталья Логвинова, солистка Алтайской краевой филармонии; лауреат X Международного конкурса имени Астора Пьяццоллы в Италии Анна Заяц, оперный певец, лауреат Международных конкурсов вокалистов Дмитрий Иващенко, концертмейстер Казахского академического театра оперы и балета имени Абая О. Крыловецкая; композитор С. Кротов и мн. др.

Вот уже на протяжении 100 лет школа сохраняет традиции классического музыкального воспитания. И сегодня детская музыкальная школа № 1 им. А.К. Глазунова достойно продолжает работу по эстетическому воспитанию учащихся и пропаганде исполнительского мастерства, начатую в далекие 1920-е гг.