«Благо есть славить Господа». В музее откроется новая выставка

20 мая в 15.00 в Белом зале ГМИЛИКА состоится открытие выставки рукописных и старопечатных книг, приуроченной к празднованию Дня славянской письменности и культуры.

Выставка «Благо есть славить Господа». Псалтирь в традиции русского Православия» представит издания Псалтирей, хранящихся в собраниях ГМИЛИКА (г. Барнаул), Музея истории Алтайской духовной миссии (г. Бийск), Музея истории Православия на Алтае (г. Барнаул) и частной коллекции С.В. Москвина (г. Барнаул).

Вы сможете увидеть уникальные рукописные книги, а также редкие экземпляры печатных изданий 17-19 вв., узнать о роли и значении этих книг в жизни православных христиан.

На открытии выставки ожидается выступление группы хора Барнаульской духовной семинарии Барнаульской епархии Русской Православной Церкви и хора храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Работа выставки продлится до 19 июня 2021 г.

СПРАВКА:

Псалти́рь или Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии. Игрою на струнном инструменте сопровождалось пение псалмов при ветхозаветном богослужении.

Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Авторами псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и некоторые другие. Поскольку большая часть псалмов надписана именем Давида, то и всю книгу целиком принято  называть Псалтирью царя Давида. Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной молитвы.

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы (недели), а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого (1721) читаем: «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири». Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную. Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней.