ко Дню Отца в России: поэтическое послание Роберта Ивановича Рождественского своим дочерям.

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ: ко Дню Отца в России (отмечается 17 октября)

Предлагаем вам познакомиться с поэтическим посланием Роберта Ивановича Рождественского своим дочерям.
@museumrrozhdestvensky (Мемориальный музей Р. Рождественского с.Косиха) — филиал #ГМИЛИКА

Роберт Иванович Рождественский (имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич; 20 июня 1932, село Косиха, Западно-Сибирский край, ныне — Алтайский край, — 19 августа 1994, Москва) — известный советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета. В 1951 году со второй попытки поэту удается поступить в Литинститут (окончил в 1956), и он переезжает в Москву. В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно». В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола. В 1979 году удостоен Государственной премии СССР. Член КПСС с 1977 года.

С 1986 года — председатель Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О. Э. Мандельштама. Председатель Комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой, добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве. Председатель Комиссии по литературному наследию Владимира Высоцкого, составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

Роберт Иванович Рождественский умер в Москве 19 августа 1994 года от инфаркта. Похоронен в Переделкино. В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского». В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

У Роберта Рождественского две дочери – Екатерина и Ксения. У каждой своя судьба, свое дело.

Екатерина Рождественская (род. 17 июля 1957 года, Москва) – фотограф, переводчик художественной литературы с английского и французского языков, журналист, художник-модельер. Окончила МГМИМО.

Ее проекты «Частная коллекция» и «Реинкарнация» представлены в журнале «Караван историй». С июня 2012 года являлась главным редактором журнала «Семь дней ТВ-программа». Автор нескольких книг: «Мои неслучайные страны. О путешествиях и происшествиях» (М., 2016), «Жили-были, ели-пили… Семейные истории» (М., 2016), «Взрослые игры» (М., 2016), «Двор на Поварской» (М., 2017), «Зеркало. Московская мистическая сага» (М., 2017), «Девочка с Патриарших» (М., 2018), «Частная коллекция. Как создавался фотопроект» (М., 2018), «Балкон на Кутузовском» (М., 2020). Проводит вечера памяти об отце.

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (2006). В апреле 2009 г. избрана почетным членом Российской академии художеств. В 2012 г. награждена орденом Дружбы «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Родила и воспитала трех сыновей.

Ксения Рождественская (род. 4 апреля 1970 года, Москва) – журналист. В 1992 году окончила факультет журналистики МГУ. Работала в отделах культуры ряда периодических изданий («Известия», «Новая газета», «Ведомости» ид.), публиковалась в журналах «Кинопарк», «Новое литературное обозрение», «Premiere», «Искусство кино» и др. С 2007 года редактор кинопортала film.ru.

Автор трех книг в серии «Тайны и легенды большого города» («Москва мистическая»): «Ключ от библиотеки Ивана Грозного» (М., 2014), «Башня Якова Брюса» (М., 2014), «Тайна дома на Набережной» (М., 2014).

«Дочке»

Катька,
Катышок,
Катюха —
тоненькие пальчики.
Слушай,
человек-два-уха,
излиянья
папины.
Я хочу,
чтобы тебе
не казалось тайной,
почему отец
теперь
стал
сентиментальным.
Чтобы все ты поняла —
не сейчас,
так позже.
У тебя
свои дела
и свои
заботы.
Занята ты долгий день
сном,
едою,
санками.
Там у вас,
в стране детей,
происходит
всякое.
Там у вас,
в стране детей —
мощной
и внушительной, —
много всяческих затей,
много разных жителей.
Есть такие —
отойди
и постой в сторонке.
Есть у вас
свои вожди
и свои пророки.
Есть —
совсем как у больших —
ябеды
и нытики…
Парк
бесчисленных машин
выстроен по нитке.
Происходят там и тут
обсужденья
грозные:
«Что
на третье
дадут:
компот
или мороженое?»
«Что нарисовал сосед?»
«Елку где поставят?..»
Хорошо, что вам
газет —
взрослых —
не читают!..
Смотрите,
остановясь,
на крутую радугу…
Хорошо,
что не для вас
нервный
голос
радио!
Ожиданье новостей
страшных
и громадных…
Там у вас,
в стране детей,
жизнь идет
нормально.
Там —
ни слова про войну.
Там о ней —
ни слуха…
Я хочу
в твою страну,
человек-два-уха!

«Ксении»

Вырастешь, Ксения,
строки эти прочти.
Водосточные трубы
уже устали трубить.
Целый час ты живешь на земле.
Прими ее.
И прости,
что земля еще не такая,
какою ей надо
быть…
На земле умирают и плачут.
По земле ручьи бегут нараспев.
Задыхаются пальмы.
Чавкает тундровый мох…
Я хотел ее сделать
самой праздничной!
И не успел.
Я хотел ее сделать
самой улыбчивой!
И не смог.
Я над нею трясся.
Я ее так просил!
Я земле открывался.
Понял ее язык…
Ты прости отца.
У него не хватило сил
накормить голодных,
оживить убитых,
обуть босых.
Мы —
всегда продолженье.
И я
не начал с нуля.
Мы —
всегда продолженье.
Распахнута настежь дверь.
Будет самой счастливой
твоя и моя земля.
В это верит отец!
И ты —
непременно —
верь!
Ты пока что не знаешь,
как пронзителен шар земной.
Что такое «светло» —
не знаешь.
Что такое «темно».
Что такое «весна».
(Хотя родилась ты
весной.)
Что такое «снег».
(Хотя снега
полным-полно.)
Целый час
ты живешь на планете…
Привыкай дышать.
Продолжай сопеть.
Начинай басить
с номерком на руке.
Даже имя свое
еще не можешь ты удержать
в малюсеньком,
почти невзаправдашном
кулачке.