Незримые связи


Незримые связи

Накануне 15 апреля, Всемирного дня Культуры, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая состоялись два значимых события: открытие выставки «Ступени тысячелетий: Знак Триединства в мировой культуре» и круглый стол – «Системное сотрудничество в области культуры Алтайского края». Оба они посвящены  развитию идей Н.К. Рериха о сохранении и преумножении культурных ценностей.

Из истории:

Пакт Рериха был подписан в 1935 году более 20-ю странами Северной и Южной Америки. А в 1954 году на международной конференции в Гааге  приняли еще один международный документ, в соответствие с которым государства обязаны «…запрещать, предупреждать и, при необходимости, пресекать акты грабежа, вандализма и разрушения культурных ценностей…». Гаагскую конвенцию подписали более 60-ти  государств. Конвенция о защите культурных ценностей  была ратифицирована и Советским Союзом.

Для справки:

Николай Константинович Рерих (1874- 1947 гг.) – всемирно известный русский художник, ученый, философ, писатель, путешественник, общественный деятель. Большую часть своей жизни он посвятил сохранению культурного наследия народов. Это стало главной идеей и целью его жизни. Побывав во многих странах, он повсюду высоко нес идеи Знамени Мира, символом которого стал Знак Триединства – прошлое, настоящее, будущее в круге вечности.

Знак Триединства

Наука, религия, искусство как три оплота культура. Мудрость, добро, свет – это все тоже смыслы Знака Триединства.  На экспонатах, представленных на выставке, очень четко и наглядно прослеживается этот знак: с древних времен у разных народов и в разных религиях. Его использовали со времен Тутанхомона и скифов, встречается он и в древней Японии. Знак изображен на старинных вазах  древней Греции.  Его можно увидеть на изображениях святых и подвижников всех религий:  христианства, буддизма, ислама. «Знак Триединства пришел к нам со всего мира и предложен всему миру», — сказал в своем выступлении на открытии выставки Алексей Бондаренко, гость из Санкт-Петербурга, директор Государственного Музея-Института семьи Рерихов.

Редкие фотографии с первых рериховских  чтений, у истоков которых стояли сибирские ученые, сборники, материалы конференций, вышедшие в 70-е годы, газеты и журналы того времени – все это можно увидеть на выставке и все это сегодня уже представляет большую редкость. Сохранились прижизненные издания – проект Пакта Рериха на английском языке. Есть письмо, обращенное к Николаю Константиновичу и датированное 5 ноября 1929 года. Из фондов музея представлены фотографии Алисии Родригес Фернандес, актрисы, Президент Международного Комитета Знамени Мира при ООН, где она вручает Знамя Мира известным людям планеты.

Уникальны сегодня и фотографии альпинистов, водружающих Знамя Мира на восьми тысячной вершине, и группы сибирских ученых, которые в 100-летний юбилей Рериха установили Знамя по его проекту и барельеф на вершине северного отрога Катунского хребта.  Долгая, растянувшаяся на десятилетия дорога главной идеи жизни Николая Константиновича, воплотившейся в реальный Пакт о защите культурных ценностей, пройдя через забвение — жива и имеет многочисленных сторонников и последователей. Сегодня Знамя Мира со знаком Триединства развевается над всей планетой. Оно установлено на Северном и Южном полюсах, российскими космонавтами Знамя Мира вознесено в космос, на орбиту Земли. Как символ непреходящих  вечных ценностей его вручают ныне учреждениям культуры  разных стран.

В июле этого года, в Год Культуры и 140-летия со дня рождения Н.К. Рериха, Знамя Мира будет вручено Алтайскому краю и передано Государственному музею истории, литературы, искусства и культуры Алтая, как хранителю наследия Рерихов и популяризатору идей художника. Сам Николай Константинович писал о своем Пакте так: «Никакие указы не создают Культуру и не защищают ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и вознесение ее – всенародная обязанность. Долгожданный мир придет через культуру».

Дела большие и малые

На круглом столе, участниками которого стали гости из Санкт-Петербурга, Бийска, Белокурихи, Алтайского района — они же авторы разных культурных творческих проектов, речь шла о делах сугубо практических. Открывая заседание круглого стола, Игорь Коротков, директор ГМИЛИКА отметил, что в российском  правительстве идет работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Он отметил, что в крае есть подобные традиции участия в таких разработках, и призвал участников по-возможности внести конкретные предложения или идеи.

Что же касается дел практических, то их оказалось не мало. На Алтае создан и работает «Музей слова», об этом интересном проекте по сохранению алфавита рассказал Андрей Покидаев. Сергей Клишин, кстати, в не далеком прошлом сотрудник ГМИЛИКА, воплощает в Алтайском районе культурно-просветительский проект «Добрая пчела». Лариса Никитина зам. директора ГМИЛИКА  рассказала о новом проекте музея «Музейный агитатор». Гости из Санкт-Петербурга предлагали сотрудничество и свои разработки в музыкальном воспитании детей от 2 до 7 лет, бийчане представили несколько проектов: «Трезвый Бийск», «Служу Отечеству пером» и «За чистоту речи, за чистоту нравов».

Все участники круглого стола в заключении отметили необходимость таких встреч и обмена опытом для развития культурного пространства Алтая.

Опубликовано:  Алтайский краевой общественный фонд «Алтай — 21 век» 15.04.2014 г. 

Автор: Татьяна Кузнецова