Антропология. Вехи [photo] биографии Александра Волобуева» – выставка с таким названием открылась на днях в стенах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Она посвящена 40-летию профессиональной деятельности барнаульского фотомастера, а также его предстоящему 60-летию.

Фото Андрея Чурилова

Мастер фотопортрета, вдумчивый фотохудожник, умеющий поймать миг бытия, Александр Волобуев представил вниманию публики полсотни работ, половина из которых – архивные снимки, а половина – новые портреты, созданные за последние годы. Как пояснил автор, если учесть, что антропология – совокупность научных дисциплин, изучающих человека, его существование в природной и культурной среде, то выставку следовало бы назвать «Визуальная антропология». Ведь намерение фотохудожника – сосредоточить свое внимание на человеке, на конкретной личности.

— Меня всегда интересовали индивидуальности, – поясняет мастер. – И в 1980-е годы, когда приходилось снимать передовиков производства, которых хотелось показать живыми, думающими людьми, и в 1990-е годы, когда человек советской формации ушел в прошлое, а спрос на субъективный репортаж возрос.

Представленные работы – портреты старых друзей Александра Павловича или людей, ставших с годами близкими фотографу. Не случайно на открытии выставки можно было встретить так много героев фотоснимков, каждый из которых убежден, что Волобуев – волшебник, способный раскрыть в портрете сущность человека.

— Поверьте, за свою жизнь я повидал немало разных выставок – десятки, может, даже сотни, – рассказал директор ГМИЛИКА Игорь Коротков.Поэтому у меня давно сложилось свое собственное мнение об авторах. Что значит – хороший фотограф? Безусловно, это человек, чувствующий момент, владеющий композицией, обладающий собственным стилем. Что такое очень хороший фотограф? Это тот, кто способен и сломать собственный стиль, не боится экспериментировать, открывать новые горизонты. В итоге очень хороший фотограф – это орудие в руках Творца, с головой погружающийся в тему, влюбленный в своих героев. Ну разве можно создать портрет под названием «Осень патриарха», если не желаешь понять его героя – известного фотохудожника Бориса Брязгина.

Названия работ – отдельная история. Они словно помогают расширить смысловые горизонты визуального ряда. Фотография, на которой мы видим лишь глаза подсматривающего в щель двери сарая персонажа, называется «Внутренний Алтай». И в этой подписи все – и юмор автора, и его умение заострить внимание на незримом. Видно, что для фотохудожника табличка, приложенная к снимку, – далеко не формальность. Это словно словесный ключ к пониманию той или иной фотоработы.

— Этот человек, фотографиями которого оформлены все мои сборники, сумел создать мой визуальный образ, – делится барнаульская поэтесса Фарида Габдраупова. Словно я Галатея, а он Пигмалион. И то, что когда-то во мне увидел Волобуев, поселилось во мне. Порой через образы, созданные им, люди меня и воспринимают. Вот что значит сила искусства.

Как рассказал сам автор выставки, в зале ГМИЛИКА можно увидеть работы, созданные еще во времена господства классической бром-серебряной печати. Не случайно в экспозиции представлено несколько черно-белых снимков из волобуевского цикла «Магия серебра» – в полном смысле слова ручная работа.

— Некоторые фотографии словно погружают нас совсем в другую реальность – забытую, утраченную, – поясняет он. – Вот, к примеру, фото, которое существует в моей коллекции как в цветном, так и в черно-белом исполнении. В 1997 году монохромный ее вариант занял второе место на международном конкурсе. За нее я даже получил по тем деньгам 2,5 миллиона рублей. Я специально уточнил – в то время доллар стоил 5,8 тысячи рублей. Получается, за этот снимок я был вознагражден суммой в 400 долларов. Что ж, это и сейчас немало.

На фотографиях много известных людей – Валерий Золотухин, поэты Иван Жданов, Наталья Николенкова, Фарида Габдраупова, документалист Альфред Позняков, искусствовед Тамара Степанская, писатель и краевед Александр Родионов…

Удивительно было видеть появление некоторых персонажей в выставочном зале. Особенно колоритно смотрелся, словно сошедший с портрета под названием «Перейти поле и жизнь прожить», Игнатий Лапкин – человек, решивший вместе с братом-священником возродить православную деревню на месте исчезнувшей Потеряевки. На эту тему Александр Волобуев, не раз бывавший в тех местах, создал целый цикл фотоснимков. Но это уже другая история, достойная отдельного материала.

Выставка Александра Волобуева работает по адресу: ул. Л. Толстого, 2 (выходной – понедельник и вторник).

Источник: Ежедневная газета «Вечерний Барнаул»  11.02.2019