Версия для слабовидящих

В ГМИЛИКА открылась выставка предметов, переданных дарителями в последние два года.

Журнал 1886 года не связан с историей Алтая, но достоин сохранения в стенах музея.

Журнал 1886 года не связан с историей Алтая, но достоин сохранения в стенах музея.
14 сентября в Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая состоялся очередной День дарителя. Открылась выставка, демонстрирующая некоторые предметы, переданные в фонды музея в течение последних двух лет.

Настоящие открытия

Среди представленных экспонатов особого внимания заслуживает архив актерской династии Виноградовых. Все трое – мать, отец и сын – служили в Театре юного зрителя (ныне Молодежный театр Алтая).

Фото и документы из архива семьи актеров Виноградовых. 

«После смерти актеров архив, исчисляемый сотнями единиц хранения, был передан в музей. Здесь мы представляем лишь малую его часть, — рассказывает Елена Огнева, заместитель директора ГМИЛИКА по научной работе. — Виноградовы служили в ТЮЗе почти с самого его основания. В этом семейном архиве вся история театра. В музей передали фотографии, переписанные вручную роли, газетные вырезки с рецензиями на постановки, письма, поздравительные открытки, личные вещи».

Еще один уникальный экспонат – ранее неизвестная рукопись пьесы режиссера Бориса Вахрушева, ученика Александра Таирова (основателя московского Камерного театра).

По словам Елены Огневой, пьеса «Горькое счастье», посвященная пребыванию в Барнауле Федора Достоевского, была написана в 1980 году. Примерно в это же время был поставлен легендарный спектакль «Голубая дама» по пьесе Юдалевича. Очевидно, что и Юдалевич, и Вахрушев хотели поставить спектакль на местном материале к юбилею города, но «Горькое счастье» в итоге отложили на дальнюю полку.«Я прочитала эту пьесу, она написана свежим языком. В ней шикарные диалоги. Подробно прописаны действия, заданы сценографические ходы,  — говорит Елена Огнева. — Мы непременно расскажем об этой пьесе. Надеемся, что найдутся заинтересованные люди, и она будет поставлена. Тем более, что сейчас ведутся масштабные работы по подготовке к 200-летию Федора Достоевского. Думаю, и наш город откликнется, поскольку Барнаул относится к числу немногих городов, с которыми связана судьба писателя. Очень надеюсь, что мы присутствуем при втором рождении пьесы».

Из Саратова — в Барнаул

Есть в фондах музея предметы, не связанные с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры Алтая. На выставке ко Дню дарителя представили подшивку научно-популярного журнала «Нива» за 1886 год. «Это подарок Людмилы Жук, проживающей в Барнауле, — говорит Наталья Шишкина, заведующая отделом духовной и материальной культуры Алтая ГМИЛИКА. – Подшивка хранилась в её семье долгое время. Прежний владелец журналов – дядя дарительницы Петр Угрюмов был преподавателем одного из ВУЗов в Саратове».

Работы вышивальщиц середины XX века украшают соседнюю витрину. «Вышивка гладью выполнена очень профессионально. Вышивальщица Любовь Кущенко, бабушка дарительницы Елены Дьяченко, училась мастерству в специальном учебном заведении в Прибалтике. Это работа очень высокого уровня. Женщина трудилась над её созданием практически целый год, — рассказывает Наталья Шишкина. — А рядом мы видим салфетки с вышивкой. Такие предметы бытовали в каждом доме, представляя мастерство хозяек и украшая интерьер. Примечательно то, что дарительница Надежда Турчина, принесла их в память о своей маме. Мы дорожим такими вещами и часто используем их на выставках».

Предметы попадают в музей по разным причинам. Иногда их долго хранят в семье, а потом передают в музей, потому что понимают, что здесь они сохранятся лучше. Иногда у дарителей нет наследников, которым можно было бы передать те или иные вещи. А порой старинные предметы попадают к людям случайно.

Не выбрасывайте экспонат!

Решение о приемке нового предмета принимается коллегиально Фондовой экспертной закупочной комиссией. Сотрудники музея заполняют документы, в которых указывается информация о дарителе и описывается легенда — история происхождения и бытования предмета.

«Иногда мы не можем разобрать автограф и понять, кем сделана запись. Или не понимаем, кто изображен на фотографии. Со слов дарителя мы воссоздаем историю предмета, узнаем, в чем его уникальность. И, конечно же, проверяем достоверность фактов», — поясняет Елена Огнева.

Сотрудники музея говорят, что все ценное, что хранится в доме, лучше принести и показать специалисту, чем просто выбросить. Они знают, какая политика комплектования осуществляются тем или иным музеем, и всегда подскажут, куда обратиться.

«Поскольку у нас в музее достаточно много фондов связанных с жизнью и творчеством художников, писателей, деятелей театрального искусства, музыкантов, в основном фонды пополняются предметами из личных архивов: личными документами, фотографиями, книгами с дарственными надписями. Остальное зависит от того, чем занимался человек. Если это писатель, то может быть деловая переписка, издательские договоры и пр. Мы принимаем материалы, которые позволяют нам, как можно более разносторонне представить человека», — рассказывает Елена Огнева.

В 2018 году фонды музея пополнились ценными экспонатами, касающимися жизни и творчества знаменитых уроженцев Алтайского края: Роберта Рождественского, Валерия Золотухина, Екатерины Савиновой, Михаила Евдокимова.

«Недавно мы получили большой комплекс предметов из квартиры Роберта Рождественского на Тверской. Это платяной шкаф, буфет, резной диванчик, старинное кресло, предметы быта, посуда, швейная машинка, необычный проигрыватель для пластинок. Их передала старшая дочь поэта Екатерина. В следующем году в музее Рождественского в Косихе (филиале ГМИЛИКА – прим. ред.) будет обновлена экспозиция. Мемориальные предметы помогут воссоздать атмосферу квартиры писателя», — говорит Елена Огнева.

Также фонды музея пополнили письма Михаила Евдокимова к супруге Галине. «Обычно люди хранят такие письма как самое дорогое, и решение отдать их в чужие руки дается трудно. Но Галина Евдокимова так поступила, это вызывает глубокое уважение, — считает Елена Огнева. — Мы получили возможность составить более полное и емкое представление о Михаиле Евдокимове, понять его внутренний мир, мотивы его поступков, проникнуться большим уважением к человеку, который способен на такие глубокие чувства».

Источник: АиФ