1975 ед. хр.: XIX в. – 1990-е гг.

Биографическая справка.

Родился 27 сентября 1874 г. в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 г. окончил гимназию. Продолжил образование на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств (класс А.И. Куинджи). С кон. 1890-х гг. характер творчества Н.К. Рериха во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине (цикл «Начало Руси. Славяне»). С 1901 г. Н.К. Рерих являлся секретарем Общества поощрения художеств и директором Рисовальной школы при нем (1906–1918 гг.). Входил в объединение «Мир искусства». Основными направлениями творческой деятельности Рериха в данный период были станковая живопись, монументальная живопись (эскизы для церковных росписей и мозаик), театрально-декорационная живопись (оформление балета И.Ф. Стравинского «Весна священная», оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и Русских сезонов С.П. Дягилева).

Уехав за рубеж в 1918 г., он продолжил активную творческую и общественную деятельность. В апреле 1921 г. при его участии в Чикаго было создано общество «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), в ноябре 1921 г. основан Институт объединенного искусства (Нью-Йорк). В июле 1922 г. образовано общество «Corona Mundi» («Венец мира») как международный центр искусства, в 1923 г. – Музей Рериха в Нью-Йорке.

С 1920-х гг. Н.К. Рерих вел широкую просветительскую деятельность по привлечению внимания мировой общественности к охране памятников культуры. На основе выдвинутого им Пакта («Пакт Рериха») в 1954 г. в Гааге был подписан заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

В 1920–1930-х гг. Н.К. Рерих углубленно занимался изучением культуры Востока, провел две крупномасштабные научно-художественные экспедиции по Центральной и Восточной Азии (1924–1928 гг., 1934–1935 гг.). В рамках Центрально-азиатской экспедиции состоялась поездка в Сибирь и на Алтай (1926), в которой также приняли участие Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих, З.Г. Фоздик, М.М. Лихтман. Изучение материалов, накопленных в ходе экспедиций, стало основой деятельности открытого 24 июля 1928 г. Гималайского института «Урусвати» («Свет утренней звезды»), который возглавил Ю.Н. Рерих. Художественные впечатления Н.К. Рериха-путешественника получили отражение в сотнях живописных полотен, из которых 418 произведений художник завещал русскому народу.

Умер Н.К. Рерих 13 декабря 1947 г., похоронен в долине Кулу (Индия).

Состав материалов.

Письменные источники. Рукописи Н.К. Рериха и членов его семьи: статьи и стихотворения, письма, фрагменты дневниковых записей, лекции (1890–1970-е). Почтовые открытки на имя Н.К. Рериха периода Центрально-Азиатской экспедиции (1925). Письма Н.К. Рериха П.Ф. Беликову из Кулу (1937–1939). Копии писем Е.И. Рерих президенту США Т. Рузвельту (1934–1936).

Прижизненные печатные издания произведений Рерихов: серия книг «Агни-Йога» (Рига, 1920–1940), Сент-Илер Ж. «Криптограммы Востока» (Париж: Изд-во Я. Поволоцкого, 1929), «Чаша Востока. Письма Махатм» (Алатас, 1925). Гребенщиков Г.Д. «Гонец. Письма с Помперага» (Алатас, 1928). Издания комитета «Пакт Рериха», общины св. Евгении. Иллюстрированная монография «Н.К. Рерих» (Пг., 1916). Издания Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

Отдельные номера журналов «Золотое Руно» (1907), «Жар-птица» (Париж – Берлин, 1921), «Перезвоны» (Рига, 1926) и др. Альманахи «Ариаварта» (Извара, 1990-е), «Утренняя звезда», «Рериховский вестник». Номера советских литературно-художественных журналов с публикациями о жизни и творчестве Н.К. Рериха.

Машинописные копии статей исследователей творчества Рерихов: З. Фосдик, П. Беликова, Е. Поляковой, А. Хейдока, Л. Цесюлевича и др. (1960–1980-е). Материалы международных конференций, посвященных творчеству Н.К. Рериха и членов его семьи (списки участников, приглашения, тексты выступлений, обращения). Материалы выставок и семинаров в Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Изваре, Новосибирске, Барнауле. Каталоги выставок, альбомы репродукций, комплекты открыток, рекламные проспекты, афиши, плакаты, буклеты и пр.

В фонде представлены материалы на русском, английском, немецком, итальянском, португальском, испанском, польском, украинском, финском, литовском, алтайском языках, а также на хинди и бенгали.

Фотоисточники. Фотопортреты родителей Н.К. Рериха, фотографии Е.И. Рерих, студенческие фотографии Н.К. Рериха, фотографии Ю.Н. и С.Н. Рерихов, сюжетные фотографии Центрально-Азиатской экспедиции и др.

Вещественные источники. Знамя Мира, согласно легенде сопровождавшее Центрально-Азиатскую экспедицию, личные вещи членов семьи (туфли, мужская сорочка и женская кофта из белого шелка, женская шуба из меха выхухоли, принадлежавшая Е.И. Рерих), предметы из столового сервиза семьи Рерихов (фарфор, Англия, XIX в.). Коллекция археологических находок Н.К. Рериха (1902-1904). Индийские сувениры.

Изобразительные источники. Эскизы к картинам Н.К. Рериха «Бесконечные шаги», «Облако-вестник», «Покаяние», «Святое озеро», «Сыновья неба» (до 1917); этюд с натуры, написанный Н.К. Рерихом в Горном Алтае (?) в 1926 г.; а также детские рисунки Юрия Рериха и Святослава Рериха; этюды С.Н. Рериха «Портрет мальчика» и «Портрет ламы» (1920-е). Среди работ других авторов – скульптурный портрет Н.К. Рериха работы Тарабилдиене (гипс, 1930), живописные работы Б. Смирнова-Русецкого (1980-е).

Киноисточники. Рабочие киноматериалы и фильмокопия научно-популярного фильма «Николай Рерих. К 100-летию со дня рождения» (реж. Р. Сергиенко, 1974).

Вернуться (список фондов)