Коллекция икон

290 ед. хр.: XVIII – XX вв.

Состав материалов.

Коллекция включает культовые предметы Русской православной церкви, старообрядчества и буддизма периода XVIII–ХХ вв.

Значительная часть собрания (160 ед. хр.) представляет меднолитую пластику старообрядческого происхождения – иконы, складни и кресты. В большинстве случаев это трех и четырехстворчатые складни с изображением праздников и отдельных святых, в т.ч. памятники поморского литья. Деисус с избранными святыми, получивший известность под названием «девятки»; Большие праздничные створы (четырехстворчатые складни) в коллекции представлены в многочисленных экземплярах более поздних отливок, часто с использованием эмалей одного-двух цветов.

Следующая группа предметов – кресты различных форм и размеров, связанных с функциональным предназначением этих предметов: кресты-тельники, наперсные кресты, киотные и напрестольные/аналойные кресты. Их иконографические типы связаны с догматами старообрядцев того или иного согласия. Преобладают кресты с образом Господа Саваофа и литерами I.H.Ц.И., бытовавшие среди старообрядцев поповского толка либо среди старообрядцев беспоповского толка федосеевского согласия. Крестов с образом Спаса Нерукотворного и литерами Царь Славы IC XC – в два раза меньше.

Отдельные иконы разных размеров: образы Богородицы, святых и двунадесятых праздников. В собрании также представлена реплика сравнительно редкой иконы Господа Вседержителя, имеющей на обороте дату кириллицей – 1594.

Подобное сюжетное разнообразие характерно и для икон, выполненных на деревянной основе, холсте, металле и бумаге с помощью темперы, масла, резьбы и печати. В коллекции представлены домашние и храмовые иконы, оклады и подокладники, нательные образы. Одной из жемчужин коллекции является образ «Спас нерукотворный» XVIII в. в окладе шитом бисером по холсту, декорированном полудрагоценными камнями и жемчугом.

Количественный анализ коллекции христианских образов говорит о доминировании Богородичных икон. На втором месте в этом отношении – образы св. Николы (Николая). В единичных экземплярах встречаются предметы с образами пр. Илии, св. Антипия, св. Параскевы, св. Георгия, св. Сергия Радонежского, свв. Кирика и Иулиты, свв. Зосимы и Савватия Соловецких, свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В целом можно говорить о том, что состав коллекции, несмотря на ограниченное количество предметов, подтверждает многочисленные исследования о наиболее почитаемых образах среди русского населения.

Среди буддийской части коллекции – танка с образом Тысячерукого Авалокитешвары (Китай (?). кон. XIX – нач. ХХ вв.), деревянные резные и серебряный киоты, танки Авалокитешвары, Ваджрапани и др. бодхисаттв.

Вернуться (список фондов)