Филиал КГБУ «Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая» «Мемориальный музей В.С. Золотухина»

659560, Быстроистокский район, с. Быстрый Исток, ул. Советская, 6 б
e-mail: muzei_zolotuhin@mail.ru
Заведующий филиалом Леденева Надежда Викторовна
Тел\факс 8+ 385-71-22-0-53

Зимний период  (с 01 октября  по 30 апреля):

— рабочие дни:   вторник — суббота;

— выходные дни:  воскресенье — понедельник.

Время работы музея с  посетителями:  вторник, среда, пятница, суббота  с 10-00 ч.  до 18-00 ч., касса работает с 10-00  ч.  до 17-30 ч.; четверг с 10-00 ч.  до 19-00 ч., касса работает с 10-00  ч.  до 18-30 ч.

Летний период (с 01 мая по 30 сентября):

— рабочие дни:    среда – воскресенье;

— выходные дни:   понедельник — вторник.

Время работы музея с  посетителями:  среда, пятница, суббота, воскресенье с 10-00 ч.  до 18-00 ч., касса работает с 10-00  ч.  до 17-30 ч.; четверг с 10-00 ч.  до        19-00 ч., касса работает с 10-00  ч.  до 18-30 ч.

Санитарный день – последняя среда месяца.

img_9144img_9508 img_9504 img_9502

 

 

1364801745_0339.1000x80021 июня 2016 г. в с. Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края открылся Мемориальный музей В.С. Золотухина. Событие приурочено к 75-летию нашего земляка – народного артиста России, актера театра и кино, писателя и общественного деятеля.

Мемориального музея В.С. Золотухинав был создан в статусе филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул).

Распоряжение Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина за № 254-р от 17 июля 2014 г. о создании Мемориальный музей В.С. Золотухина положило начало работе по созданию концепции будущего музея. В 2015 г. началось проектирование и строительство нового здания районного культурно-досугового центра в Быстром Истоке (ул. Советская, д.6«б») по соседству с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Часть площадей центра была отведена для создания музейной экспозиции, посвященной творческой и общественной деятельности В.С. Золотухина.

Сам В.С. Золотухин жил с мыслью, что его работа должна быть не сиюминутной, а нацеленной на прорыв в будущее. Валерий Сергеевич уделял достаточное внимание ведению личного дневника и формированию своего архива. Валерий Сергеевич собирал и бережно хранил фотографии, письма, документы, автографы, рукописи, книги и пр. И это обстоятельство позволило начать формировать в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая личный фонд Валерия Сергеевича еще при его жизни. Актер лично передал в ГМИЛИКА 196 ед. хр. А после смерти актера значительная часть личного архива Валерия Сергеевича была передана ГМИЛИКА вдовой Тамарой Владимировной Золотухиной. Этот представительный комплекс материалов существенно дополнили сподвижницей Золотухина, поэтесса Н.П. Краснова, а также издатель П.А. Кобликов, житель Быстрого Истока и друг Золотухина – В.Д. Кирьянов и мн.др. Общий объем музейного собрания на сегодняшний день составляет около 3000 предметов музейного значения.

Работу по созданию архитектурно-художественного проекта и его реализации выполнила группа сотрудников ГМИЛИКА (Е. Огнева, А. Онофрейчук, З. Писаревская) во главе с директором музея И.А. Коротковым и молодых архитекторов и дизайнеров (А. Дергунов, Е. Затульветер, М. Максименко) во главе с Дмитрием Индюковым.

В ходе работы над проектом авторский коллектив нашел архитектурное решения экспозиционного зала, органично соединившееся с конструктивными особенностями здания. В проекте коробка помещения максимально открыта: элементы несущих конструкции, коммуникации просматриваются с минимальной маскировкой. Отступ от общепринятых норм характеризуют интерьер в авангардном стиле, созвучном Золотухину, который был актёром авангардного театра и по своей внутренней природе человеком экспериментирующим.
Проектировщиками был сохранен максимально большой объем экспозиционного помещения, который служит нейтральной средой для предметного наполнения отдельных тематических экспозиционных комплексов документами, фотографиями, афишами и др.).

Зал оснащен мобильным экспозиционным оборудованием: 5 больших витрин легко перемещаются, обеспечивая возможность быстрой трансформации экспозиционного зала с возможностью использовать музейное оборудование для организации массовых мероприятий, спектаклей, чтений, творческих встреч, специальных программ для посетителей с ограниченными возможностями. В центре зала строит оригинальная витрина-стол, в ящиках которой скрыты 8 планшетов, в которых размешены сканированные копии рукописей Золотухина и эпистолярных источников.

В интерьере зала применён художественный приём поэтапного раскрытия перед зрителем содержания экспозиции. Витрины к входу повернуты тыльной белой стороной, на которой посредством видеопроекции непрерывно «движется» текст – цитаты из дневников Валерия Сергеевича. По мере прохождения по маршруту осмотра экспозиции содержание витрин поочередно открывается посетителям.
В экспозиции есть две стационарные зоны для просмотра видео на большом экране: одно из них оборудовано как небольшой зрительский кинозал.

Художественное решение экспозиции обусловлено тем, что основное наследие В.С. Золотухина нематериально. И посетители музея должны иметь возможность видеть фильмы и спектакли с участием Золотухина, слышать песни в его исполнении, смотреть интервью актера. Благодаря таким записям мы можем услышать живое слово Золотухина, узнать «из первых уст» о его отношении к искусству, к людям и к своей малой родине, увидеть актера в его лучших образах.

Для визуального расширения пространства экспозиции проектировщиками было предложено оригинальное решение с панорамным окном, открывающим вид на сельский пейзаж. Рядом с окном оборудовано место для прослушивания записей Золотухина. Окно может перекрываться киноэкраном, который будет удобно использовать при проведении массовых мероприятиях.
В архитектурно-художественном решении экспозиции есть еще одна обращающая внимание на себя находка. С правой стороны от входа, в угловой части зала находится оригинальная антресоль с функцией буккроссинга.

У входа в экспозиционный зал расположены справочно-информационные киоски, содержащие вводную и дополнительную к основному содержанию экспозиции информацию.
У основной экспозиции есть еще одно небольшое дополнение в вестибюле культурно-досугового центра. Там размещен стеллаж с ячейками, заполненными лайтбоксами, в которых будет размещаться текущая информации о культурных событиях в Алтайском крае, посвященных памяти В.С. Золотухина (детский театральный фестиваль «Исток», фестиваль молодежных театров им. В.С. Золотухина и др.).
В своей работе проектировщики музея руководствовались убеждением, что современный музей нельзя ставить в зависимость от условий и уровня развития места его расположения. Музей должен ориентироваться на общую тенденцию на практику передовых музеев, иметь большой внутренний потенциал развития и стремиться быть в авангарде музейного дела.

Справка: 

Вале́рий Серге́евич Золоту́хин (21 июня 1941, Быстрый Исток, Алтайский край — 30 марта 2013,Москва) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1987). С октября 2011 по март 2013 года был художественным руководителем Театра на Таганке.

Валерий Золотухин родился в селе Быстрый Исток Алтайского края в семье крестьян — председателя колхоза Сергея Илларионовича и Матрёны Федосеевны Золотухиных. С детства мечтал стать актёром и в 1958 году поступил на отделение музыкальной комедии ГИТИСа. По окончании института в 1963 году получил приглашение в Театр имени Моссовета, где проработал год.

С 1964 года Золотухин был актёром Театра на Таганке, на сцене которого дебютировал в роли водоноса Ванга в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Среди сыгранных ролей — Грушницкий в спектакле «Герой нашего времени», Фёдор Кузькин в «Живом», Альцест в «Мизантропе», Мефистофель и Фауст в «Пире во время чумы»; участвовал в поэтических спектаклях «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…», «Владимир Высоцкий».

В кино Валерий Золотухин дебютировал в 1965 году, сыграв главную роль, Петю Трофимова, в фильмеВладимира Назарова «Пакет» по повести Л. Пантелеева.

С конца 1960-х годов актёр много снимался в кино, наибольшую известность принесли ему роль участкового Серёжкина в трилогии «Хозяин тайги» (1969), «Пропажа свидетеля» (1971), и «Предварительное расследование» (1978), а также главная роль в фильме «Бумбараш» (1971).

В 1994 году Валерий Золотухин вместе с правозащитником Галиной Волиной создал Благотворительный общественный фонд поддержки творчества (после смерти актёра фонд носит его имя).

С 2003 года был художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая.

Валерий Золотухин и Владимир Путин, 21 ноября 2011

2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной думы РФ V созыва по списку партии «Справедливая Россия», однако до вступления в должность, 14 декабря передал свой мандатКонстантину Бесчетнову.

18 июля 2011 года, после ухода из Театра на Таганке Юрия Любимова, Золотухин был назначен директором театра со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполнял обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий был продлён на год, до 15 октября 2012 года.

Автор нескольких книг воспоминаний, в том числе о Владимире Высоцком.

В марте 2013 года Золотухин покинул пост худрука по состоянию здоровья. За время его деятельности в качестве художественного руководителя театра было выпущено шесть новых спектаклей.

По данным информагентства РБК, актёр не работал с декабря 2012 года, с тех пор несколько раз был госпитализирован, в результате обследования была диагностирована глиобластома. 5 марта 2013 года актёр был госпитализирован в отделение реанимации РНЦ рентгенорадиологии. 14 марта стало известно, что врачи ввели его в искусственную (медикаментозную) кому.

Утром 30 марта 2013 года артист скончался на 72-м году жизни от осложнений, вызванных опухолью головного мозга. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Театре на Таганке, отпевание прошло в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. 4 апреля с актёром простились в Барнауле, в Государственном Молодёжном театре Алтая; 5 апреля похоронили актёра, согласно его воле, на территории построенного на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток на Алтае, где он родился.
3 июня 2014 года, при разливе Оби, могилу Валерия Золотухина затопило паводковыми водами.

В соболезнованиях президента РФ В. Путина отмечено, что Золотухин был «настоящим народным самородком, человеком удивительного таланта и обаяния, широты души и творческой щедрости».