Из цикла «Дорога к дому: Традиционная русская культура»: 

 

*«Почему на Руси землю матушкой кличут»

(1-6 кл.)

Опираясь на славянский календарь, программа знакомит с устоями жизни русского крестьянства, раскрывается опыт бережного отношения к дарам природы. На основе загадок создается представление о внутреннем убранстве русского дома. Знакомство с лекарственными травами, обработкой льна, календарными работами, названиями  месяцев года, пословицами и поговорками иллюстрирует тесную связь русского человека с природой.

*«Славянские корни русской культуры»

(5-11 кл.)

Образовательная программа рассказывает о жизни и верованиях древних славян. На примере музейных предметов показываются знаковые образы Древа Жизни, Макоши Солнца, Птиц и Коней, Четырех сторон света, и их отражение в вышивке. Демонстрируются детали костюма с описанием их значений. Выявляются корни многих современных выражений и обычаев.

* «Любовь, живущая в веках: О православных святых Петре и Февронии Муромских»

(9-11 кл.)

* «Валентинка и/или ромашка: О святом Валентине и святых Петре и Февронии Муромских»

(9-11 кл.)

*«Это русское чудо – матрешка»

(1-8 кл.)

Цикл «Как на Руси в старину праздник играли» (2-7 кл.):

*«Троица: Зеленые святки»

Программа рассказывает, что такое Троицын день, когда его отмечали на Руси и с чем это связано. Как березоньку в старину заламывали, венки плели, вниз по речке пускали, да хороводы водили.

 

*«Праздник праздников, торжество торжеств — Пасха!»

Ребята узнают историю праздника воскресения Христова — Пасхи. В ходе программы демонстрируются музейные предметы, связанные с приготовлениями к празднику, проводятся игры с пасхальными яйцами.

 

*«Праздник Покрова»

Ребята услышат интересный рассказ про Илью-молодца, Настеньку-красавицу, да про праздник Покрова, совершат увлекательное путешествие на веселую покровскую ярмарку, поучаствуют в свадебном обряде. А помогут в этом современным добрым молодцам да красным девицам уникальные старинные предметы, бережно хранимые музеем.

*«Праздник Рождества в музее»

Праздник погружает в события святой ночи, когда родился божественный младенец; рассказывает о том, как елка была вознаграждена за свою скромность и доброту, и каждый год с той далекой поры красуется она в сиянии множества огней, радуя и восхищая ребятишек и взрослых, став знамением великого рождественского праздника.

*«На перекрестке мифов и легенд»

(9-11 кл.)

Образовательно-игровая программа представляет многоплановость русской культуры, вобравшей в себя античную, славянскую и христианскую составляющие, нашедшие выражение в мире фразеологизмов.

*«Сказки и были семейных традиций»

(9-11 кл.)

Образовательно-игровая программа знакомит слушателей: с библейским образом семьи на примерах Адама и Евы, Авраама и Сары, Давида и Вирсавии; с традицией многоженства на примере ислама; с ролями мужчины и женщины у древних славян; с образом патриархальной семьи «Домостроя» и преданием о любви святых Петра и Февронии.

*«Старая пословица – недаром молвится»

(9-11 кл.)

Образовательная программа раскрывает путь появления устойчивых образных выражений языка на исторических примерах, разводит определения пословицы и поговорки, представляет и закрепляет знания в игровой форме.

*«Ежели вы вежливы – программа об этикете»

(9-11 кл.)

Просветительно-игровая программа «Ежели Вы вежливы…» представляет историю этикета, знакомит с правилами вежливости в игровой форме, иллюстрирует их пословицами и поговорками, рассказывает о книгах, обучавших правилам приличия в России («Домострой», «Юности честное зерцало», «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон»).

*«Ноев ковчег»: Библейское предание для детей

(1-4 кл.)

Ребята совершат путешествие в страну Библейской мудрости и узнают много интересного о Всемирном Потопе, чудесном спасении всего живого на Земле и Великом завете между Богом и человеком.

*«Ах, что за прелесть эти сказки». Встреча с героями А.С. Пушкина

(1-5 кл.)

Ребята узнают о детстве великого русского поэта, о его трогательной дружбе с няней Ариной Родионовной, раскроют тайну рождения пушкинских сказок. Старинные вещи и театральные костюмы помогут детям в увлекательной игре «Живые картинки» оживить сказочных персонажей…

 

* «Как рождается книжка: от замысла до типографии»

(3-8 кл.)

Программа формирует представление о книге, как о целостном художественном произведении, рассказывает о творческой лаборатории писателя, о том, как возникают сюжеты и создаются герои литературных произведений. Посетители познакомятся с творчеством художников-иллюстраторов, узнают о работе корректора, технического редактора, увидят уникальные документы, рукописи, старопечатные книги, красочные и яркие иллюстрации из фондов музея.

*«От иероглифа до буквы: Страницы истории письменности»

(5-11 кл.)

Образовательная программа знакомит слушателей с этапами развития письменности от узелкового и пиктографического письма до слогового и буквенного, параллельно представляя материалы письменности: камень, папирус, глина, пергамент, береста, бумага. Участникам также предлагается попробовать использование различных орудий письма. На примере русских книжных памятников и Азбуки раскрываются страницы истории русской письменности.

*«Русь-Красавица — колокольным звоном славится»

(4-11 кл.)

В программе речь пойдёт о музыке собственно русской, созданной нашим национальным гением и имеющей большую ценность.

В последние 500 лет за всё время существования этих древнейших музыкальных инструментов, именно в России стали отливать самые большие колоколаи здесь же было самое большое их количество. Звонарям Руси не было равных, поэтому подлинную музыку колоколов можно услышать только в России.

*«Симфоническая сказка начинается…»

(1-8 кл.)

 «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно». На экспозиции, посвящённой музыкальной культуре города трёх веков  участники программы смогут узнать, что общего между музыкальной и живописной картиной, как можно звуками изображать действительность, что знаменитые композиторы и художники  знают о море и о солнце. Вдохновившись прекрасным творчеством,  слушатели и сами попробуют на различных музыкальных инструментах воспроизвести музыку природы.

 

* «Музыкальный сказ об Алтае»

(7-11 кл.)

* «Алтай. Напевы древних гор»

(1-7 кл.)

* «Пан или пропал. Элементы экологического мышления в традиционной русской культуре»

(5-11 кл.)

Программа рассказывает о том, какие представления о природе традиционно сохраняются в русской культуре многие сотни лет. О том, как каждый из нас представляет себе то, что называется словом «природа». Известное выражение пан или пропал – об ответственности выбора, который можно назвать судьбоносным. В результате этого выбора можно либо все приобрести, либо потерять.

 

 

*«Волшебный мир кукол»: Увлекательное путешествие в прошлое кукольного театра

(1-4 кл.)

Как  куклы стали актерами? Какими дорогами попал в Россию Петрушка и кем были его иноземные родственники? Какой след оставил Московский театр кукол Сергея Образцова на Алтае? Чья работа сложнее: драматического актера или актера-кукловода? Откуда берутся удивительные образы кукольного театра? Ответы на эти и другие вопросы ждут посетителей программы «Волшебный мир кукол: из истории кукольного театра». Театральные куклы сходят со сцены, чтобы рассказать свою собственную историю.

 

*«Волшебные краски художника. Творчество Н.К. Рериха»

(1-7 кл.)

* Цикл авторских программ о музыке  заслуженного деятеля ВМО М.Т. Стюхина «Музыка – путь познания»:

 

*«Мы рисуем звуками»

Возрастные категории: дошкольники и младший школьный возраст

*«Семь цветов музыки: О том, что такое музыка и как ее увидеть и услышать»

Возрастные категории: младший школьный возраст

*«Звучащая вода»

Возрастные категории: средний, старший школьный возраст

*«Физика и музыка»

Возрастные категории: средний, старший школьный возраст

*«Музыкальная география»

Возрастные категории: средний, старший школьный возраст

*«Сказки и другие правдивые истории, рассказанные старинным клавесином под музейными сводами для пытливых и любознательных искателей истины»

Возрастные категории: младший,  средний школьный возраст