Выставка Александра Волобуева «Кислород Пикета. Сростки навсегда» целиком посвящена людям – обитателям нынешнего села Сростки. Это словно прожитая здесь жизнь – столь близко к себе сросткинцы уж точно еще никого не подпускали.

Открывшись в этом году в Сростках в день рождения Василия Шукшина, эта фотовыставка продолжила работу в Барнауле, в ГМИЛИКА, где ее презентация была приурочена ко дню памяти нашего земляка (Василий Макарович ушел из жизни 2 октября 1974 года). Сам автор характеризует эту выставку как художественно-публицистический проект, к которому он шел довольно долго. Реализовать его удалось на средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере культуры совместно с сотрудниками музея-заповедника Василия Шукшина.

Гуманистический проект

— Действительно, говоря об этой выставке, я не боюсь называть ее громким словом «проект», – рассуждает Александр Волобуев. – И этот проект уникальный, на который я бы не отважился, будь моложе. Мне до него нужно было дорасти, чтобы посметь воспользоваться важным для меня именем. В итоге получился проект не гуманитарный, скорее гуманистический – про людей и для людей.

Как вспоминает Александр Павлович, начиналось все в середине 1980-х годов, когда он, будучи сотрудником Краеведческого музея, отправился в Сростки для того, чтобы набрать фотоматериал для первой музейной экспозиции, посвященной нашему земляку. Жили они тогда в доме матери Шукшина, том самом, который был куплен на писательский гонорар, а порой даже ночевали в бане, построенной чуть ли не самим Василием Макаровичем.

— И это было чудо какое-то, я тогда жил в этой деревне, пропитывался шукшинским духом, и никто мне не мешал представлять все, что было описано в его рассказах, ощущать тот дух… С тех пор я начал всерьез интересоваться творчеством Шукшина, запоем читать его книги. И эти эмоции по отношению к Василию Макаровичу засели в моей голове.

Идея запечатлеть шукшинских персонажей возникла у Александра Волобуева после того, как в 2008 году на Алтае побывали артисты Театра наций, решившие проникнуться атмосферой Сросток. Тогда и выяснилось, что с годами шукшинские герои никуда не делись. Они по-прежнему населяют красивейшее село, расположившееся на живописном берегу Катуни.

— Люди эти по-человечески очень красивы, – делится Александр Павлович. – Но расположить их к себе не так уж и легко. Это как при съемках документального кино – требуется настолько втереться в доверие, чтобы в итоге тебя перестали замечать. И они рассказывали мне о своей жизни, доверяли самое сокровенное.

Ожившие герои

На одном из снимков – лодка в катунской заводи, которую пытается направить к берегу крепкий мужик. Как поясняет Александр Волобуев, это Николай Фаддеенков – в прошлом преподаватель сопромата в Бийском технологическом институте, а ныне – известный алтайский виноградарь.Александр Волобуев

— Живет он не в самих Сростках, а в прилегающей к ним деревне Баклань, – рассказывает Александр Павлович. – Считается, что все жители этой деревни так или иначе связаны с рыбной ловлей. Об этом я и спросил Николая. На это мой знакомый лишь повел плечами и указал на сарай, где прямо за дверью оказался выход к берегу реки, к лодке. Произвело на меня впечатление и знакомство с бакланским пастухом Александром Саваринским, который пасет коров прямо на Пикете. Когда я заговорил с ним, он вдруг произнес: «Ну пастух я, что здесь такого! Хотя, знаешь, вроде ерунда, но работа эта философская. Поднимешься на гору, залюбуешься открывшимся видом, столько дум за день передумаешь. Даже начинает казаться, что не ты коров пасешь, а они тебя пасут…». Вот ведь какой философ доморощенный. Никогда не забуду свою однофамилицу, 87-летнюю Грозу Волобуеву. Несмотря на тяжелую судьбу, она до сих пор пишет и издает стихи, рисует, все делает по дому и огороду, умудряется помогать детям и внукам. А вот на этом снимке можно уловить особое настроение. Вроде что тут такого – на лавочке сидят-беседуют две бабушки, которых с каким-то недобрым прищуром оглядывает водитель выезжающего из ворот «муравья», грузового мотороллера. Когда позже его спросили, чего это он так недобро косится, он, растерявшись, ответил – дескать, я всегда так смотрю, это же моя теща! Не мог я оставить в стороне и портрет Марии Шумской, первой жены Шукшина, которую я сфотографировал на Пикете еще в 2008 году. Нереальная, удивительная женщина.

Буквально о каждой фотографии есть что рассказать Александру Волобуеву. И смотрят на нас с этих работ люди открытые, добрые, удивительно красивые и какие-то очень уж шукшинские, неподдельные. Хотя, как говорит художник, сами жители Сросток об этом не догадываются (многие из них, признаться, даже не читали Шукшина). Да и самому автору не сразу бросилось в глаза, что герои его фотоснимков очень похожи: кто — на Егора Прокудина, кто – на Алёшу Бесконвойного, а в ком-то можно разглядеть дядю Ермолая и Гену Пройдисвет. Не случайно некоторые фотоработы сопровождаются текстами Шукшина, фразами, помогающими раскрыть героев, сказать о них что-то такое, чего они сами про себя еще не знают.

Над этим проектом фотохудожник работал примерно полтора года – наведываясь в село в разное время года в будни и праздники. В итоге им было сделано около 20 тысяч кадров, из которых сначала была отобрана тысяча снимков, потом 120, а затем и 60. Кстати, помогали выбрать нужное Александру Павловичу сами сростинцы путем народного голосования. Для этого в селе специально был устроен так называемый выставочный предпоказ, ставший для жизни села настоящим событием.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Александр Волобуев – член Союза фотохудожников России, директор Алтайского филиала Союза фотохудожников России. Участник городских, краевых, всероссийских и международных выставок и фотосалонов. Основные направления творчества – реалистическая фотография, субъективный репортаж, жанровый портрет, коллажи-фотоинсталляции и фотожурналистика.

Фото из личного архива Александра Волобуева.

Источник: Вечерний Барнаул