(30.04.2018)

«Никогда не считал себя театралом», – так начал рассказ о себе Виктор Николаевич Сотников — человек, через объектив которого люди видят великолепие сценографии, костюмов и красоту человеческих эмоций. В ГМИЛИКА состоялось открытие его персональной выставки «Театр как дар судьбы», в которую вошли фотографии актеров и их образов в сценическом пространстве Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.

Фото: ГМИЛИКА

На выставке представлено около ста фотографий – мельчайшая часть огромного архива, созданного Виктором Николаевичем за девять лет работы фотохудожником. На открытии в небольшом зале собрались студенты, фотографы и, конечно же, актеры театра драмы. Среди них была актриса Галина Зорина, благодаря которой Виктор Николаевич стал работать в театре. «Галина Зорина увидела меня с фотоаппаратом на одном из концертов и попросила поснимать ее в спектаклях. Я пришел в драму с «Зенитом» и впервые в жизни снимал то, что происходит на сцене. Из разговоров руководства театра узнал, что есть голод по фотографии. Обычные фото 10×15, на обычный пленочный фотоаппарат оказались востребованными», – рассказывал фотограф. Он говорил тихо, немножко отрывисто – это напомнило щелк старого фотоаппарата.

Виктора Николаевича удивляло, что театр пуст. Он обратился к директору Владимиру Мордвинову с просьбой предоставить пространство для небольшой художественной фотовыставки. В первую выставку «На первый взгляд» вошли фотографии, снятые в Горном Алтае и в театре. После неё начинающему фотографу предложили совместное сотрудничество. Он согласился. А ведь всё могло быть совсем иначе: Виктор Николаевич окончил медицинский институт, даже успел послужить военным врачом в пограничных войсках. «Я пришел в театр работать за две-три тысячи и ни о чем не пожалел», – говорил фотограф.

«Театр меня принял. Это вселяло надежду, вдохновляло. Репетиции, подготовки, спектакли – я целиком окунулся в этот мир», – говорил Виктор Николаевич. Работа была сложной: фотоаппарат пленочный, не видно, что снимаешь. При постановочной съемке было понятно, что, чтобы остался материал, на одних актеров требовалось 2-3 снимка, для других – 20-30. «Мои первые театральные снимки – это лишь отображенная реальность, копия. Позже получались фотографии, показывающие всю суть происходящего на сцене. Динамика, движения, специфика меняющегося света – со всем этим сложно работать. Но интересно», – оценивал свой труд фотограф.

По словам Виктора Николаевича, каждый спектакль рождается, как ребенок. Всех объединяет стремление выносить спектакль так, чтобы он не оставил равнодушным зрителя. Он уверен, что у театра есть душа: «В театральном зале до реконструкции висела большая люстра. Она встречала зрителей, которые заворожено, смотрели на неё, перед спектаклем гасла и наоборот, после – зажигалась. Однажды её опустили, чтобы проверить осветительное оборудование. Опустили и ужаснулись, сколько на ней было пыли, грязи. Мы получили разрешение привести её в порядок, это нужно было сделать быстро: на следующий день перед спектаклем она должна была быть на месте. И вот шесть ненормальных человек отмывали эту люстру. Но, когда, её зажгли, было другое зрелище, она ожила. Сейчас этой люстры нет, но я знаю, где душа театра. Она была в курилке, гримерке, в цехах. Она где-то живет и ждет новых спектаклей».

Фотограф вспоминал и мистические истории: «Владимир Золотарь – специфический режиссер. Всю свою боль и вопросы к этому миру он изливал в спектакль. В конце концов актеров начало морить. Человек 10-15 отсутствовало на репетициях по болезни. И сам режиссер слег. Всё это неспроста: вся энергия, что была выпущена в мир, возвращалась обратно».

Виктор Николаевич говорил, что любит актеров, знает всех по имени-отчеству, считает их удивительными людьми. «Те, кто работают в театре – в храме

искусства – ненормальные люди», – при этих словах актеры захохотали, маленький зал взорвался аплодисментами. Сотников продолжал: «Для того, чтобы создать спектакль, нужна добрая воля руководства, интересная драматургия, талантливый режиссер, цеха. Оказался нужным и я, как финишная точка».

Фотографу хотелось бы, чтобы все его работы сохранились: «Это целая эпоха. В фотографиях есть и мысль, и любовь. Мне это нравится». Он рассказал о том, что театр драмы им. В. М Шукшина создал о себе энциклопедию в двух томах. Первый том посвящен современному театру, второй – его истории: «Иногда перелистываю её и понимаю, что чуть ли не половина фотографий – мои».

Как зритель Виктор Николаевич ходил в Молодежный театр и в театр музыкальной комедии. Он объяснял: «Я жил в Драме, был там круглосуточно. Получалось так, что я видел многое, но всё через объектив. Это была моя работа, которая доставляла удовольствие. Приходилось делать много и в краткие, сжатые сроки, это вызывало сильное напряжение. До сих пор снятся сны, что мне надо выходить на сцену, а я не знаю роли, это страшно. Каждый спектакль, несмотря на то, что он имеет одно название, всегда разный. Каждый раз я находил что-то новое. И делая очередной снимок, пропуская все глазами через объектив, сердце всегда отзывалось: да, получилось».

Фото: ГМИЛИКА

Последний спектакль, на котором был фотограф – прощальный показ «Пиковой дамы». «Зрителей много. Тишина в зале густая, как сметана. Слышно дыхание актеров. Какое трепетное отношение зрителей к последнему показу! Как хочется, чтобы в театре рождались новые, светлые, нужные для зрителя спектакли», – поделился своими мыслями Виктор Николаевич.

«Необходим постоянный поиск красоты, в чем бы она ни проявлялась: в портрете, в природе, в луже на асфальте, на листочке, который висит на ветке, – делился своим опытом фотограф. – «Красота везде есть, её нужно только захотеть увидеть и искать. Вот я в течение этих лет перешел в такое состояние, как постоянный поиск. Это образ жизни».