Тематическое собрание «Из истории религиозных учений и организаций на Алтае»

851ед. хр.: сер. XIX в. – 2000-е гг.

Историческая справка. Среди первых русских поселенцев на территории Алтайского края преобладали старообрядцы, в последующем также игравшие заметную роль в конфессиональной истории региона. Горнодобывающая специализация Алтая способствовала появлению здесь еще в XVIII в. представителей католического и протестантского вероисповедания. Доминирующее положение занимала Русская православная церковь, осуществлявшая активную деятельность, в том числе в служении Алтайской духовной миссии.

Географические и культурно-исторические особенности Алтая обусловили поликонфессиональную картину региона. К началу ХХ в. в Барнауле действовали общины Русской православной, Римско-Католической, Лютеранской и Старообрядческих церквей, функционировали мечети и синагога.

Состав материалов.

В собрании представлены материалы, иллюстрирующие самые различные конфессиональные группы, бытовавшие в регионе.

Письменные источники. Журнал «Православное обозрение» (1861). Книги нотных рукописей церковных песнопений середины XIX в. Поминальники (нач. ХХ в.). Подшивка журналов «Церковные ведомости» за 1913 г. Книга: А. Древс «Происхождение христианства из гностицизма» (М.: «Безбожник», 1930). Библия в переводе М. Лютера на нем. яз. Мусульманский календарь. Брошюры Всемирной библейской школы (Барнаул, 1990-е), Книги старообрядческого издательства «Лествица» (Барнаул, 1990-е). Программа лекций по ведической культуре (Барнаул, 1990-е). Буклеты и брошюры о храмах Алтайской епархии. Программы и анонсы Сибирских христианских семинаров (1990–2000-е). Православные календари 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1980–2000-е гг., Комплекты открыток – «Успенский собор в Бийске», «Храмы Горного Алтая». Миссионерская печатная продукция протестантских церквей.

Фотоисточники. Фотография видовая Богородице-Казанского женского монастыря (нач. ХХ в., копия). Фотопортрет групповой участников съезда старообрядцев, приемлющих священство Бело-Криницкой иерархии Томской епархии (Барнаул, 1911, копия). Фотопортрет Чета Челпанова с женой (Алтай, нач. ХХ в., копия). Крестный ход в Коробейниково (1999).

Изобразительные источники. Танка Тысячерукий Авалокитешвара (Китай, нач. ХХ в.). Графический портрет епископа Антония работы В.В. Протопопова (2002).

Вещественные источники. Лампады (кон. XIX – нач. ХХ вв.). Подручник, Лестовка (не ранее 1930-х гг.). Кацея (нач. ХХ в.). Пасочница (нач. ХХ вв.). Яйца пасхальные (дерево, роспись, 1980-1990-е гг.). Клобук, Скуфья, Воздух, Покровец, Ходаки (кон. XX – нач. ХХI вв.). Скульптуры Будды Амитабхи, бодхисаттвы Авалокитешвары. Панно с буддийскими символами, текстами мантр (2000-е).

Вернуться (список фондов)