«ВБ»: До начала апреля в Барнауле работает выставка цветов

С 4 марта до 4 апреля в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая работает выставка цветов.

Конечно, живые цветы не смогли бы простоять в зале музея целый месяц. Вместо них разместились их изображения – картины, написанные Светланой Малыхиной, преподавателем Барнаульской детской школы искусств № 1.


zvety1«От весны до осени» – так называется выставка. От весны до осени самые разные цветы радуют глаз художницы, а она передает их свет кистями и красками. Большинство из 16 работ в цветочной коллекции написаны пастелью и гуашью: они как нельзя лучше подходят для легких пушистых одуванчиков или полупрозрачных ноготков. А вот розы расцвели на холсте плотными мазками масляной краски. У каждого растения свое настроение. Пышные пионы и георгины смотрятся иначе, чем кокетливые васильки, у которых все чаще останавливаются школьницы – такие же веселые, как и сами эти цветочки.

Проникновение в космос

Для Светланы Малыхиной эта выставка не первая: художница неоднократно участвовала в коллективных проектах школы искусств, а в постоянной экспозиции ГМИЛИКА «Пластика спектакля» представлены эскизы костюмов, выполненные Светланой Николаевной и подаренные музею. Цветочная тема появилась в ее творчестве только сейчас, раньше она считала ее несерьезной – то ли дело сюжетно-тематические картины, в которых можно передать глубокий образ! Но, как оказалось, в самых маленьких бутонах тоже прячется и смысл, и красота. «Меня всегда поражало то, как Светлана Николаевна в своих работах очень тонко, проникновенно продолжает традиции русской реалистической художественной школы, – говорит директор ДШИ № 1 Елена Соколова. – У каждой картины можно стоять долго, любоваться высочайшей техникой, проникновением художницы в космос цветка. За пересечением лепестков, тычинок, хрупких иголочек не потерялось главное – то, что художница пытается передать одухотворенность божественной природы».

Всю выставку Елена Михайловна сравнивает с сонетом: если бы картин было больше, то обилие цвета и форм мешало бы остановиться у каждой. А здесь они, как строчки в сонете, точны и неповторимы. И это несмотря на то, что изображенные цветы растут в каждом дворе, мы видим их постоянно – точнее, благодаря этому и появился замысел выставки. Идея донести в виде картин привычную красоту, дать по-новому посмотреть на то, к чему наш взгляд уже привык. «Человек прожил год, воплощая этот замысел, – с восторгом замечает заместитель директора музея по научной работе Елена Огнева.Все это время Светлана Николаевна была за работой, она прожила жизнь этих цветов, это цветочный год ее жизни».

«Давай нарисуем ромашки!» zvety2

Каждый букет приходилось рисовать максимально быстро, пока он не завял, пока солнце не переместилось. «Рисуешь пионы, хранишь их, как можешь, опрыскиваешь водой, жара, ничего не помогает… Поэтому цветы очень сложно рисовать. Это когда пейзаж пишешь, меняются только облака на небе», – делится Светлана Малыхина. К тому же 2014 год стал сложным для нашей страны и лично для Светланы Николаевны, родственники которой живут на Украине. Художнице надо было найти в себе силы, чтобы после просмотра новостей рисовать радость, чтобы цветы не получились траурными. «Мне хочется, чтобы моя выставка подарила вам ощущение солнца, любви, чтобы на душе стало хорошо, – говорит художница гостям музея. – У меня в детстве была любимая сказка, я не помню ее названия, но суть такова. Утенок и щенок зимой сидели дома и замерзали. Они жались друг к дружке, и вдруг кто-то из них предложил: «А давай мы с тобой нарисуем ромашки! Лето нарисуем!». За окном вьюга, мороз, а они нарисовали ромашки, голубое небо – и согрелись. И своим птичкам – так я называю учеников – хочу пожелать: творите так, чтобы другим было тепло от ваших работ!».

От картин преподавательницы не только идет тепло – кажется, что нарисованные цветы пахнут. Просыпается радость от наступающей весны, вспоминается прошедшая весна с ее встречами, мечтами и тюльпанами. Так и должно быть, считает доктор искусствоведения, профессор АлтГУ, член Союза художников России Тамара Степанская: «Человеку свойственно вспоминать не то, как он защищал докторскую диссертацию или как выиграл по лотерейному билету, а то, что человека привязывает к природе. Я сама была свидетелем такого – умирает человек и говорит: «Принесите мне ведро воды, и чтобы в нем плавали березовые листики». И искусство посвящено переживаниям человека, его радости, его способности любить. Оказывается, в памяти сохраняются цветы, деревья, прогулки с мамой. Искусство несет правду о человеке, о том, что он действительно любит».

А скоро пойдут подснежники

zvety3«Осеннее кружево», «Медовый Спас», «Июньский ветер», «Песня мая», «Мягкое золото весны» – так вышло, что я иду по выставке в обратную сторону, от осени к весне. Именно с весенних ирисов и началась создаваться эта экспозиция. «У моего директора, Елены Михайловны, в саду растут ирисы. Она мне их принесла, и я решила поучаствовать в тематической выставке ирисов в Галерее Щетининых. После этого я подумала: а почему бы мне не порисовать другие цветы? В основном я их покупала, что-то дарили коллеги, астры мне подарили дети 1 сентября. У меня вся квартира была в цветах!».

Строго говоря, цикл охватывает не один год цветения: три картины были созданы в 2013 году, включая те самые ирисы. Зато над всем остальным Светлана Николаевна работала так напряженно и стремительно, что даже решила: «Есть ощущение, что надо передохнуть. Хотя кто знает… Вот сейчас пойдут подснежники, крокусы, а потом и другие цветы».

Значит, и краски не успеют высохнуть!

Опубликовано: «Вечерний Барнаул», 16.03.15

Автор: Светлана Ермошина

Фото: Светлана Ермошина