Выставка журнальной рекламы XIX – начала XX века проходит в Барнауле

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) открылась интересная выставка журнальной рекламы XIX – начала XX века.

сканирование0019Экспозиция называется «Вечный двигатель торговли. Реклама в журналах Российской империи». Она представляет подборку рекламных объявлений в таких популярных журналах рубежа XIX — XX веков из фонда музея, как «Русское богатство», «Русская мысль», «Образование» и «Современный мир».

Капитуляция журналов перед «двигателем торговли» произошла в отличие от газет лишь в начале ХХ в. Первые объявления в «Русской мысли» и «Русском богатстве» появляются в 1908-м, «Образование» держалось на год дольше. Исключением, пожалуй, можно назвать только «Современный мир», рекламы практически не печатавший. К 1914-1915 годам реклама в этих изданиях упрочила позиции и занимала в среднем две страницы в начале и три в конце. Рекламируемых товаров достаточно много: печатные издания, косметические средства, лекарственные препараты, продукты, разнообразные полезные в быту предметы и товары для спорта. По причине того, что упоминаемые журналы выходили в Москве и Санкт-Петербурге, размещали в них рекламу за редким исключением лишь столичные производители, продавцы и импортеры, имея, надо полагать, немалую выгоду от того, что эти издания расходились затем по всей стране.18

Для предпринимателей в других регионах империи возможность заявить о себе предоставляли в основном газеты, а потому, чтобы получить наиболее полную информацию о распространяемой, например, в Барнауле рекламе, нужно искать именно там. Еще кое-что интересное удалось обнаружить в имеющемся в музее «Справочнике по городу Барнаулу и Барнаульскому уезду» за 1909 год – первые и последние страницы которого отданы под рекламу. Объявления, размещенные в нем, являются источниками весьма ценной информации, повествуя о том, где какие можно приобрести товары или получить услуги. Например, один из известнейших купцов Барнаула А.Г. Морозов, имевший главную контору на Большой Тобольской улице (ныне ул. Л.Н. Толстого), к своему и так широкому ассортименту товаров добавил «изящную обувь», «готовое платье», а также предложил «громаднейший выбор шляп и шапок». Э. Эпфельбаум, торговый дом которого располагался в доме Сухова на той же Большой Тобольской улице «против колбасной Миллер», сообщал, что «всегда имеет на складе в большом выборе мужское, дамское и детское готовое платье исключительно своего производства в г. Перми под наблюдением опытных закройщиков по моделям лучших фирм Парижа, Варшавы, Одессы и Москвы», а в упомянутой колбасной «всегда имеется в большом выборе и запасе окорока копченые, вареные, разные сорта ветчины, всевозможные сорта вареной и копченой колбасы».

сканирование0033Представленные на выставке материалы являются не только интересными осколками прошлого и элементами повседневной жизни людей того времени, но также позволяют определить некоторые приемы привлечения покупателей, использовавшиеся в начале прошлого века, и провести параллели с современностью. Выставка будет работать до 21 мая. Те, кто решит посетить ГМИЛИКА в рамках «Музейной ночи», смогут принять участие в специально подготовленной призовой программе на тему выставки.

Алексей ОНОФРЕЙЧУК, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы ГМИЛИКА

Опубликовано: газета «Алтайская правда»