МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ…

В музей часто попадают очень ценные предметы в весьма плачевном состоянии. Время безжалостно к большей части материалов и, к сожалению, разрушает их. Порой встаёт вопрос о полной утрате экспоната.

Такие предметы остро нуждаются в срочной консервации и последующих реставрационных работах. Наверняка, многие из нас представляют, что можно сделать с частично утраченным красочным слоем картины или, например, с разрывами ткани на предметах одежды. А что делать с обветшавшей бумагой старой газеты или важного документа? Можно ли замедлить для них бег времени и продлить жизнь? К счастью, да!

Настоящие чудеса уже не первый раз совершают для нас сотрудники Отдела реставрации графики и тканей Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Мы хотим познакомить вас с несколькими экспонатами, недавно вернувшимися в музей после реставрации.

В текущем году мы смогли отправить на реставрацию часть предметов из личного фонда писателя, критика, журналиста, общественного деятеля Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1882–1964). На фотографиях вы видите машинописную рукопись статьи «Проект первого обращения к широким слоям общества» с рукописными правками автора, созданную в 1928 г. (США, Штат Коннектикут, пос. Чураевка), а также фрагмент газеты «Рассвет» 1930 г. (США, г. Чикаго) со статьёй Г.Д. Гребенщикова. Реставраторы проделали огромную кропотливую работу по ослаблению желтизны, удалению загрязнений, промывке бумаги. Укрепили бумажную основу, скорректировали изломы и разрывы, восполнили утраты специально приготовленной бумажной массой.

Сравнив изображения предметов до и после реставрации, думаем, вы разделите нашу радость. Замечательно, когда в музее появляется возможность не просто собирать и хранить памятники прошлого, но и спасать их от влияния времени!

Справка.
Георгий Дмитриевич Гребенщиков (1882–1964). Родился в поселке Николаевского рудника на Алтае, в семье горнорабочего. В 1894 г., не закончив начального училища, начал самостоятельную жизнь. Перепробовав множество профессий, занялся журналистикой. В 1906 г. выходит сборник его рассказов и очерков «Отголоски сибирских окраин».

С 1909 г. Г.Д. Гребенщиков – ответственный секретарь журнала «Молодая Сибирь». Он поступает вольнослушателем в Томский университет, знакомится с Г.Н. Потаниным, который направляет его деятельность на изучение старообрядцев Алтая. По итогам этнографического путешествия по Алтаю в 1910–1911 гг. Г.Д. Гребенщиков делает доклад в томском Обществе изучения Сибири, читает лекцию о бухтарминских поселенцах в Сибирском собрании Петербурга, печатает очерк в «Алтайском сборнике» Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества.

Весной 1912 г. Г.Д. Гребенщиков по рекомендации Г.Н. Потанина становится редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая». В это время при содействии М. Горького, с которым находился в переписке, начинает печататься в столичных журналах «Современник» и «Летопись». На средства барнаульского мецената В.М. Вершинина подготовил и издал «Алтайский альманах» (СПб., 1914), опубликовав в нем произведения В. Шишкова, С. Исакова и др. молодых писателей Алтая.

С начала 1916 г. Г.Д. Гребенщиков находится в действующей армии. В московских «Русских ведомостях» публикуются его репортажи и корреспонденции с фронта. В 1917 г. Г.Д. Гребенщиков завершил первую часть своего главного произведения – романа «Чураевы».
Годы гражданской войны он провел в Крыму. В 1920 г. Г.Д. Гребенщиков эмигрировал, жил во Франции, в Париже был тесно знаком с Н. Рерихом, Ф. Шаляпиным, К. Бальмонтом. С 1924 г. Г.Д. Гребенщиков проживал в США. В штате Коннектикут основал селение Чураевку, создал совместно с Н. Рерихом книжное издательство «Алатас». В 1930-е гг. Г.Д. Гребенщиков – один из лидеров русской эмиграции в Америке. В конце 1930-х гг. он переселился во Флориду, в Лейкленд, где преподавал русскую литературу в университете. Во время Второй мировой войны занимал патриотические позиции. Похоронен на кладбище г. Лейкленда.

В государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая хранится значительный архив Г.Д. Гребенщикова, переданный из Нью-Йоркского музея Н. Рериха.