От наследия Пырьева – к музею сибирского кино

Наступивший 2016 год был объявлен в нашей стране Годом кино. Одной из самых выдающихся личностей в истории советского кинематографа был и остается Иван Пырьев, актер, режиссер, общественный деятель, который почти пять десятилетий находился в авангарде российского кино. На Алтае помнят своего знаменитого земляка, гордятся им. Сегодня активно обсуждается вопрос создания музея Ивана Александровича Пырьева на его родине – в Камне-на-Оби.

С упрямым характером чалдона
Вот первые строки его автобиографической книги: «Я родился в Сибири, на большой судоходной реке Обь, в селе Камень».
Многие каменцы помнят маленький домик, который до недавнего времени стоял на перекрестке улиц Ленина и Республики, вблизи от производственной базы Каменской пристани. В нем 17 ноября 1901 года появился на свет будущий гений киноискусства. Домика того уж нет, на его месте поставили мемориальную стелу. А память жива. Собранные Каменским краеведческим музеем материалы, экспозиция, посвященная Пырьеву, позволяют каждому жителю города и гостю Камня познакомиться с основными этапами творческого пути знаменитого советского режиссера. На этих материалах построим и мы главную линию своих сегодняшних «сказаний» о нем.
«Родители мои – коренные сибирские чалдоны – крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году в один из праздников во время гулянья между грузчиками возникла драка. В этой драке отца убили», – напишет позже Иван Пырьев.
Вскоре после гибели мужа, оставив Ивана деду Осипу Ивановичу Комогорову, его мать уехала на заработки по городам Сибири. Дед любил внука, везде брал его с собой. С четырех до одиннадцати лет Иван прожил в большой трудовой старообрядческой семье. Летом работал со всеми вместе в поле. В школе учился прилежно. Когда он окончил три класса, мать забрала его и увезла в город Мариинск, где жила с татарином, торговцем фруктами. Отношения с отчимом не сложились, и Иван, сбежав из дома, пошел в люди. Непокладистый, упрямый, но трудолюбивый и добросовестный, этот сибирский паренек смог противостоять тяготам, которые нынешним подросткам показались бы непереносимыми.
Иван скитался по разным городам. Оказался в Томске, работал где придется и кем придется: был поваренком, продавал папиросы, газеты. «Зимой 1915 года, нагруженный своим товаром – газетами и папиросами, я сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт», – пишет Иван Пырьев в своей книге. Первая попытка не увенчалась успехом. Но паренек не сдавался, задался целью во что бы то ни стало попасть на германский фронт. И добился своего: попал в Сибирский стрелковый полк. Впоследствии за свою героическую службу был награжден двумя Георгиевскими крестами.
Дорога домой не лежала
В 1918 году Иван пытался вернуться домой, в Камень, но из-за сложной политической обстановки смог добраться только до Екатеринбурга. Там он жил и работал до 1921 года, там началась его творческая биография. Работая агитатором политотдела железнодорожной бригады, Иван продолжал образование в народном университете, участвовал в драмкружках железнодорожного клуба, учился в театральной студии облпрофсоюза. Этой студией руководил в то время Лев Литвинов, впоследствии известный театральный режиссер. То было началом большого творческого пути Ивана Пырьева.
В Екатеринбурге он стал одним из организаторов Уральского областного Пролеткульта, играл в спектаклях студии. В 1921 году в этом городе гастролировала студия МХАТ. Игра профессиональных актеров настолько захватила Ивана Пырьева и его друга Гришу Александрова, что они решили ехать в Москву учиться.
Настойчивости и упорства обоим было не занимать. Это не раз помогало им в дальнейшей жизни. В 1921 году они поступили в студию Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Иван Пырьев стал играть в спектаклях Сергея Эйзенштейна, продолжая учебу. Ему нравилась актерская работа. Но со временем он почувствовал, что хочет чего-то другого, «…какой-то другой, более живой, более широкой, оперативной деятельности», – напишет он в автобиографии.
Узнав, что режиссер Юрий Тарич приступает к постановке картины «Морока», Иван Пырьев предлагает ему свои услуги в качестве бесплатного помощника. После съемки этого фильма Ивану была предложена должность ассистента режиссера в новой картине Тарича «Первые огни».
Совмещать работу в театре и кино было сложно. Иван Пырьев выбирает кино, которое становится делом его жизни. В 1927 году ему предложили самостоятельно снять фильм «Посторонняя женщина», который стал его первой картиной. Снятый им в 1929 году фильм «Государственный чиновник» запретили, режиссер оказался без работы. Пырьев с женой, актрисой Адой Войцик, уехал в Ереван, но вскоре вернулся в Москву.
Кинотворчество: линия жизни
В 1932 году в кинематограф приходит звук. Пырьеву поручают снять первую художественно-звуковую картину «Конвейер смерти», посвященную борьбе компартии Германии против фашизма на примере жизни трех немецких девушек-антифашисток. Успех фильма был ошеломляющий.
Далее год за годом появляются его новые картины: «Партийный билет», «Богатая невеста», за которую Пырьев был награжден орденом В.И. Ленина, «Трактористы» (за них он получил Сталинскую премию СССР I степени).
В 1941 году Пырьев поставил один из самых известных и всенародно любимых фильмов – музыкальную комедию «Свинарка и пастух». Позже Пырьев признавался: «Я люблю эту картину. Именно она, как мне кажется, окончательно определила мой творческий путь, который уже в другом качестве нашел в дальнейшем выражение и в «Сказании о земле Сибирской», и в «Кубанских казаках». Именно в этих картинах режиссер-сибиряк с ностальгией выразил свою любовь к деревне, гордо заявил о своей крестьянской природе.
Фильм «Сказание о земле Сибирской» был снят в 1947 году. Для проведения натуральных съемок были организованы киноэкспедиции в Сибирь. В этой картине Пырьев показал преобразования, произошедшие в жизни сибиряков в последние годы, связывая будущее страны именно с Сибирью, с созидающей силой и мощью сибирского характера. Успех картины пролил на Ивана Пырьева золотой дождь наград: он был удостоен ордена Ленина, ордена Белого льва (от правительства Чехословакии), получил Премию Труда и Премию за лучший цветной фильм, Сталинскую премию I степени и звание народного артиста СССР.
В октябре 1954 года Иван Пырьев принял предложение возглавить киностудию «Мосфильм». Но эта работа отнимала много времени, душевных и физических сил. На творческую деятельность, без которой он не мыслил своей жизни, не оставалось времени. И он попросил освободить его от директорства. Правда, потом параллельно с работами над своими фильмами Иван Пырьев с 1957 по 1968 год (до конца своей жизни) являлся художественным руководителем творческого объединения «Мосфильма» «Луч».
Свой среди своих
Иван Александрович Пырьев не забывал Алтай, способствовал проведению там творческих встреч с кинематографистами, участвовал в организации и проведении кинофестивалей. В октябре 1962 года Иван Пырьев, возглавив группу кинематографистов, побывал на Алтае. Они провели в Барнауле большое количество встреч с работниками промышленных предприятий, встретились с труппой Алтайского драмтеатра, с творческой интеллигенцией. С их участием была снята передача на Барнаульской телестудии.
Пырьев прожил богатую, насыщенную жизнь. Умер во сне 7 февраля 1968 года, вернувшись со съемок фильма «Братья Карамазовы». Заканчивались съемки фильма уже без него. Похоронен в Москве.
Иван Александрович не выносил свою личную жизнь на обозрение. Как известно, он был трижды женат официально. Первой его женой была актриса Ада Войцик, второй – актриса Марина Ладынина. С ней он прожил 20 лет, у них родился сын Андрей. Третьей женой Пырьева была Лионелла Пырьева (Скирда), которая была моложе его на 36 лет. Они прожили вместе шесть лет. После его смерти Лионелла вышла замуж за Олега Стриженова, с которым в 2000 году приезжала на родину Ивана Александровича в Камень во время проведения Шукшинских чтений на Алтае. На следующий год, в год 100-летия со дня рождения Ивана Пырьева, Лионелла Пырьева с Олегом Стриженовым вновь посетили Камень-на-Оби и приняли участие в открытии мемориальной доски, которая размещена на кинотеатре «Звезда».
Сохранить наследие
Мемориальная доска в честь Ивана Пырьева вот уже 15 лет напоминает каменцам о том, что их земля богата талантами, что здесь рождались, жили, отсюда улетали славить родной край птицы самого высокого полета. Народный артист СССР Иван Пырьев, известная актриса Лариса Буркова, кинооператор, корреспондент Центрального телевидения, писатель Александр Саранцев и многие другие…
В настоящий момент информация о знаменитом земляке есть в экспозициях Каменского краеведческого музея и Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Сегодня в крае активно обсуждается идея создания в Камне-на-Оби самостоятельного мемориального музея Ивана Пырьева. Сама идея не нова. В начале двухтысячных директор Каменского киновидео­центра Сергей Овсянников вел переговоры с Кареном Шахназаровым о создании на базе кинотеатра «Звезда» центра кинематографии им. Пырьева, планировал организовать музей знаменитого земляка. Но большую мечту осуществить тогда не удалось. Свелась она к мемориальной доске.
Сегодня «Звезда», построенная методом народной стройки в 1927 году, когда Иван Пырьев снимал свой первый фильм, уже не светит своим зрителям голубым экраном. Индивидуальный предприниматель в прошлом году закрыл кинопрокат в единственном оставшемся в городе кинотеатре. Больше полугода каменцы лишены возможности ходить в кино. В комитете по культуре нам сообщили, что есть желающие заняться этим делом. Но пока дальше слов дело не продвинулось.
Мысли об открытии музея Ивана Пырьева потом еще не раз возникали в умах каменской общественности. Но столь серьезный проект провинциальному муниципалитету не по карману. Недавно идея создания в Камне мемориального музея знаменитого кинорежиссера открыто прозвучала из уст представителей краевых властей. Этот пункт был внесен в программу развития объединенной территории, ныне именуемой Каменским районом, самым большим по численности населения муниципальным районом Алтайского края.
Амбициозный замысел
– Сейчас мы по поручению губернатора прорабатываем этот вопрос, – рассказывает Галина Кубрина, заместитель начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу, начальник отдела культурного наследия. – В каком виде родится этот проект, сказать пока сложно. Понятно, что ведущим станет наследие Ивана Александровича Пырьева. Но в нем должны быть отражены история всего российского кинематографа, роль и участие в нем наших земляков. Поскольку сам дом, в котором родился Пырьев, не сохранился, рассматриваются варианты размещения музея. Есть несколько зданий в Камне, которые можно реконструировать под него. Целесообразнее за счет краевого бюджета поддержать и привести в порядок то, что есть. Но не исключен вариант строительства нового здания. Если появится какая-то подходящая федеральная программа, почему не привлечь дополнительные инвестиции в край? Это будет серьезный проект очень высокого уровня, подобный музеям Михаила Калашникова, Роберта Рождественского, Екатерины Савиновой, Михаила Евдокимова и других знаменитых наших земляков. На этот проект нужны время и средства.
– Нам очень интересен этот проект, – говорит директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – Пока, правда, неясен его масштаб. Есть два варианта: мемориальный музей Ивана Александровича Пырьева и более амбициозный замысел – музей сибирского кино. Пырьев как предтеча российского кино мог бы под своим крылом объединить всех деятелей кино, родившихся на Алтае. Можно назвать больше двадцати фамилий наших земляков – известных актеров и режиссеров, ныне живущих и уже ушедших. А ведь помимо них есть еще целый полк людей, связанных с миром кино: операторы, кинохудожники, звукорежиссеры, композиторы. На стихи Роберта Рождественского написано множество песен к культовым фильмам. Каждый кинематографист Алтая должен быть достойно представлен в этом музее.
Игорь Коротков поделился и третьей, еще более масштабной идеей – создание на базе каменского музея имени Ивана Пырьева еще одного филиала Госфильмофонда, которых несколько в стране. Это дало бы нам право на льготный прокат фильмов, создавало бы хорошую базу для проведения на Алтае научных конференций, кинофестивалей.
– Это был бы уже своеобразный центр сибирского кино, уникальный за Уралом проект по сохранению и популяризации творческого наследия сибиряков-кинематографистов, – уверен Игорь Алексеевич. – Пока эта работа только в стадии разработки. Мы надеемся, что в Год кино будут принципиально решены три главные задачи. Во-первых, родится официальный документ о создании этого музея. Во-вторых, станет ясно, в каком здании он будет размещаться и какой статус будет иметь. Подлинных экспонатов немного, но они есть. В Каменском краеведческом музее и у нас. Мы провели большую изыскательскую работу, издали большую книгу «Иван Пырьев: правда творчества». Нашими союзниками в формировании фондов музея могут стать «Мосфильм», ВГИК, Госфильмофонд, Союз кинематографистов. Пятилетка – оптимальный срок для тщательной подготовки. Открыть музей к 120-летию со дня рождения Ивана Александровича в 2021 году было бы очень символично.
Появление столь масштабного кинематографического центра в Камне, считает директор ГМИЛИКА, будет способствовать развитию так называемого событийного туризма, что немаловажно для Каменского района и для края в целом.
Сегодня в Каменском районе живут потомки Ивана Пырьева. Как и сам Иван Александрович, они выходцы из простых крестьянских семей. В поселке Филипповском заведующим животноводством на ферме ИП Глава К(Ф)Х Генш трудится скромный, добросовестный, но принципиальный и настойчивый Владимир Пырьев. Видимо, стержень в характере – отличительная черта мужчин этого рода.
– Иван Александрович – двоюродный брат моего деда, – рассказывает Владимир Петрович. – Я кропотливо изучал нашу семейную историю, особенно все, что связано с Иваном Пырьевым. Но в архивах больше того, что и так всем известно, не накопал. Раньше все расспрашивал бабушку о нем. Но она мало что помнила – Иван рано уехал из Камня. Современников его уже не осталось в живых. Знаю только, что корни пырьевские в селе Поперечном Каменского района. Рад был бы еще что-нибудь узнать…
Вот еще один аргумент в пользу создания в Камне музея кинематографии. Простой, жизненный. В результате большой совместной работы культурного, научного и кинематографического сообществ при поддержке властей будут собраны в одном месте и станут общедоступными документальные свидетельства о жизни всех деятелей кино, прославивших свою малую родину, свой Алтайский край.