«Трамваю – добрый путь!». Выставка открыток из коллекции Юлии Назаркиной начала работу в ГМИЛИКА.

Выставка посвящена открытию в Барнауле трамвайного движения. Это торжественное событие состоялось 75 лет назад – 7 ноября 1948 г., хотя первые планы по созданию трамвая в Барнауле появилась еще в 1911 г., когда консульство США в Москве обращалось с просьбой выдать концессию на строительство трамвая. Повторно вопрос рассматривался в 1914 г., но начавшаяся Первая мировая война помешала этому.

В 1929 г. в Барнауле появился первый автобус, ходивший по маршруту площадь Свободы – Социалистический проспект – железнодорожный вокзал. К 1939 г. в городе действовало 6 маршрутов и несколько такси. Но этого не хватало для перевозки жителей Барнаула.

И вот в 1940 г. группа при Барнаульском горисполкоме подготовила ходатайство на имя И.В. Сталина и В.М. Молотова с просьбой выделить средства на строительство трамвайных путей. В 1941 г. было получено добро на строительство трамвайных путей. Но началась Великая Отечественная война и строительство трамвайных путей пришлось отложить. 9 марта 1946 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР о строительстве в Барнауле первой очереди трамвая. Расходы на прокладку рельсов взяли на себя заинтересованные в пуске трамвая предприятия: котельный, станкостроительный заводы, завод «Трансмаш», БМК. Строительство шло медленно.

За 1946 год удалось проложить 1 километр трамвайных путей. Первые трамваи в Барнауле были не новыми и до этого ездили по улицам Ленинграда и Свердловска. Вагоны были деревянными и без сидений для пассажиров, а кабина водителя не отапливалась. Открытие трамвайного движения приурочили к тридцать первой годовщине Октябрьской революции несмотря на то, что работы были еще не закончены. Пуск первого трамвая для барнаульцев стал знаковым событием. Маршрут проходил от площади Свободы — Ул. Ползунова — Пр. Красноармейский — Ул. 21 января — Пр. Ленина — до улицы Пионеров.

С 1971 г. по улицам Барнаула были запущены чехословацкие трамваи Tatra T3. В советское время Барнаул и Новокузнецк стали единственные города к востоку от Урала, которые получали чешские трамвайные вагоны и наладили их эксплуатацию.

На сегодняшний день в Барнауле действует 8 трамвайных маршрутов общей протяженностью 125 км. Объем годовых перевозок составляет 250 тысяч пассажиров. Основу трамвайного парка составляют чехословацкие трамваи Tatra T3, курсирующие на улицах краевой столицы еще с 70-х годов ХХ века.

Юлия Николаевна Назаркина коллекционирует открытки с 2014. Всего в ее коллекции более 5 тысяч открыток, 2 тысячи из которых посвящены трамваям. В основном это новые издания, но есть и те, которым более ста лет. В экспозиции представлено более шестидесяти тематических открыток с изображениями как отечественных, так и европейских трамваев.