Фестиваль «Крымская весна»: «Страницы культурной жизни Крыма в 1918-1920 гг.».

«Сибирские вечера» Г.Д. Гребенщикова в городах Ялте и Симферополе.

В конце июля 1919 г. на страницах симферопольской газеты «Таврический голос» было объявлено об организации Г.Д. Гребенщиковым «Сибирских вечеров». «Эти чтения, — как следовало из заметки, — являются попыткой возобновления общения писателя с читателями, совершенно нарушенного прекращением выхода журналов и книг». Действительно, в то, весьма насыщенное событиями в политической сфере, время спрос на художественную литературу снизился до минимума, вследствие чего заработать себе на жизнь публикациями для многих писателей стало невыполнимой задачей. Оставался путь живого общения, коим, среди прочих, пошел и Г.Д. Гребенщиков. Известный в читательской среде, прежде всего, своими рассказами о Сибири, он решил избрать эту близкую ему тему для литературных вечеров. Помимо уже вышедших произведений, Георгий Дмитриевич читал публике и фрагменты первых томов еще тогда не изданного романа «Чураевы». Несмотря на то, что зал был почти пуст, «серьезность заданий автора и художественность выполнения доставили немногочисленным слушателям большое художественное наслаждение.

Вторая попытка организовать вечер была предпринята Г.Д. Гребенщиковым уже в Ялте. Программа его была несколько иной, но тема, как следует из названия – «В просторах Сибири» — осталась прежней. Аншлага не ожидалось: «Знаю наперед, что публики будет мало: вся развлекается «Ледой» и бесконечными «Кабаре», — записал автор накануне вечера в своем дневнике. Однако те, кто пришел, в том числе и критики, отозвались о вечере положительно.

Можно предположить, что опыт проведения мероприятий такого рода сказался в дальнейшем при подготовке уже в эмиграции блока лекций по истории и хозяйству Сибири, а также населяющим ее народам, с которым Г.Д. Гребенщиков в 1930-х годах совершил турне по США. Впоследствии эти лекции легли в основу его диссертации «Сибирь – страна великого будущего», а затем и книги «Моя Сибирь», изданной уже после смерти Георгия Дмитриевича.