«ВБ»: Выставка кукол театрального художника Бориса Щербакова проходит в Барнауле

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открылась выставка кукол театрального художника Бориса ЩЕРБАКОВА, одного из лучших учеников народного артиста СССР Сергея Образцова.

m_55f668855d752В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открылась выставка кукол театрального художника Бориса ЩЕРБАКОВА (на фото), одного из лучших учеников народного артиста СССР Сергея Образцова.

Имя Бориса Андреевича Щербакова, члена Союза художников России, лауреата премии Министерства культуры РФ, известно ценителям театрального искусства всей России. Яркий, фонтанирующий нестандартными идеями мастер-кукольник и декоратор, после окончания Московского художественного училища он трудился в Государственном театре драмы в Свердловске, в Кемеровском областном театре кукол им. А. Гайдара. А в 1969 году переехал на Алтай и вдохнул мощную энергетику творчества в жизнь множества местных коллективов. Долгие годы он был главным художником Алтайского театра кукол, незаменимым оформителем и автором оригинальных проектов в Художественном музее и Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Наряду с этим художник Щербаков принимал участие в постановках спектаклей в городах Кемерове, Омске, Новокузнецке, Фрунзе, Тольятти, Красноярске, Рязани, Ростове-на-Дону, Хмельницке, Симферополе…

Экспозиция в ГМИЛИКА стала подарком мастеру на 80-летие, которое он отметил чуть большеc37ce4975ae6 месяца назад. На открытии выставки собрались многие ведущие представители культурной жизни Барнаула. Несмотря на сверхзанятость, близкие друзья и коллеги, которым посчастливилось работать вместе с Борисом Андреевичем, с радостью заглянули в музей, чтобы еще раз прикоснуться к искусству художника и рассказать горожанам об этом талантливом человеке.

— Я его до сих пор воспринимаю таким: молодым парнем, увлеченным, который стремится распространить вдохновение искусством вокруг себя, – говорит Инна Галкина, директор Художественного музея Алтайского края. – Он очень часто бывал у нас в музее тогда – как инициатор и организатор выставок детского творчества. Благодаря его участию, энтузиазму, настойчивости в 1970-е годы состоялась выставка работ Нади Рушевой. В нашем музее – в одном из первых в Сибири. А на поставленные Борисом Андреевичем спектак- ли бежали и дети, и взрослые. Каждый из таких спектаклей был явлением в искусстве.

Умение из обыденных предметов создать ярких, характерных персонажей стало визитной карточкой Бориса Щербакова. Художник владеет и вязальным крючком – так появился смешной заяц для спектакля «Лесные часы», и токарным станком, благодаря которому возникали выразительнейшие деревянные волки, зайцы, лошадки и человечки. Наверное, нет такого ремесла или техники, которые не освоил бы беспокойный экспериментатор.

bc3499450bf3— Борис Андреевич в нашем музее проводил очень много занятий с детьми, – поделился Игорь Коротков, директор ГМИЛИКА. – И когда на наших глазах буквально из ничего – из гвоздика, ложки и листа бумаги – он моментально делал для ребятишек великолепную куклу или фрагмент декорации, мы вместе с ними, открыв рот, завороженно смотрели на это волшебство. Подобное же волшебство он создавал и для театра. Кажется, что такое его куклы к спектаклю «Жили-были дед и баба» – просто лапоть с перевернутой ложкой… Но в них просматривается и судьба, и характер!

Энтузиаст, творец, художник участвовал в самых необычных проектах и сотрудничал с самыми неожиданными коллективами. Так, десятилетия плодотворной работы связывают Бориса Щербакова с оркестром «Сибирь».

— Любовь к искусству объединила два горячих сердца – Евгения Ивановича Борисова и Бориса Андреевича Щербакова, – рассказала Татьяна Борисова, директор оркестра. – Начинали с афиш. А потом они увлеченно взялись за такое новое дело, как оркестр-театр. Это были замечательные постановки – «Чиполлино», «Пер Гюнт», «Оперный карнавал». Борис Андреевич разрабатывал все: и декорации, и костюмы. Какие там были монументальные полотна! Я поражена его творческой жаждой, желанием сделать для Барнаула что-то очень яркое, радостное и востребованное. А самый, пожалуй, значительный его вклад в жизнь оркестра – это символ «Сибири» и символ России, звонница. Кто застал наши концерты на пр. Ленина 25, помнят округлые стойки и русские колокола. Борис Андреевич как-то нашел сплав и отлил их со специалистами технического университета. Сейчас в новом зале «Сибирь» мы хотим снова установить эти колокола в память о74ec62df74ba начале нашей работы, чтобы люди, пришедшие в зал, ощущали эту русскость.

Как художник Борис Щербаков за долгую творческую жизнь много работал не только с профессиональными, но и с самодеятельными артистами.

— Очень тяжело нам жилось, пока не было художника, – вспоминает Татьяна Мошкина, руководитель театра-студии «ТИМ» Дома творчества Индустриального района. – А потом появился Борис Андреевич и вдруг заинтересовался нашим коллективом. У нас занимаются ребята от 5 до 17 лет, он всегда был разновозрастный, да еще и большой – не менее 100 человек. После того как мы вместе поставили спектакль «Все мальчишки – дураки!» по произведению Ксении Драгунской, на конкурсе «Морская маска» в Геленджике мы взяли первый приз. Затем был спектакль «Сестра моя Русалочка». Здесь в синтетике большое разнообразие сценических выразительных средств: Борис Андреевич сделал и маленьких кукол, и ростовых кукол, и замечательные костюмы. Мы показали постановку на фестивале «Радуга талантов» в Тобольске. После спектакля к нам подошли несколько директоров гимназий и сказали: «Спасибо вам за то, что привезли нам эту красоту! Нам такое еще никогда не привозили!».

Отдельная веха в работе мастера, которого коллеги за искусность часто сравнивали с гофмановским Дроссельмейером, связана с Новоалтайским художественным училищем. За десятилетия педагогической деятельности Борис Щербаков воспитал плеяду талантливых учеников. Супруги Брацевич работают сейчас в Алтайском государственном театре музыкальной комедии, Константин Ртищев – в Москве. И теперь уже они творят волшебный мир театра. Сейчас на слуху имя особенной девочки Аллочки Кощеевой. Ей художник в свое время также помог освоить кукольное искусство и сделал приспособления, чтобы Аллочка могла управлять куклами-марионетками. Так родился театр «Синеглазка».

К сожалению, сам Борис Андреевич на открытие выставки прийти не смог по состоянию здоровья. Поздравления и горячие приветы принимали его супруга Надежда Александровна и дочь Юлия.

8bc746fc095b— У папы очень большой диапазон творчества, но самыми любимыми куклами для него всегда были не меховые, не перчаточные, а марионетки, особенно сицилийской системы, с нитками, с тростью в голове, которая дает жесткость, – приоткрывает тайну художника Юлия Борисовна. – Папа всегда их любил и был одним из первых художников, который привез марионеток в Сибирь и стал задействовать в спектаклях. А началось все, наверное, с меня: в нашем детском саду папа поставил спектакль «Красная Шапочка», для которого сделал полный набор марионеточных кукол. Они были напольные, специально рассчитанные на слабую кисть ребенка. Папа на мне вообще все свои куклы опробовал.

КСТАТИ

Своими глазами увидеть легендарные творения художника, вспомнить детский восторг от спектаклей и узнать новые подробности можно в ГМИЛИКА до 4 октября. Вы еще успеете прикоснуться к миру удивительного мастера Бориса Щербакова!

Опубликовано: Газета «Вечерний Барнаул» 

Автор: Лилия Болатаева