23 апреля в музее состоялось открытие выставки «Музыка русской души. Народные музыкальные инструменты мастеров Алтайского края»


muzyka_russkoj_dushi23 апреля в музее состоялось открытие выставки «Музыка русской души. Народные музыкальные инструменты мастеров Алтайского края» (совместо с АКОО «Центр многострунных инструментов народов Алтая»). Выставка организована в рамках Ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края».

Впервые в широком показе барнаульцы смогут увидеть инструменты мастеров, имена которых хорошо известны за пределами края: А.Я. Епифанцева, А.И. Гнездилова, Н.П. Жибы, Б.М. Стефанского, А.В. Головина, И.В. Перехреста, М.А. Гладких. 

История возникновения русских народных инструментов уходит в далёкое прошлое. В русских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. На протяжении столетий русский народ был творцом и хранителем музыкальных ценностей. На протяжении столетий не прекращалось совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов.

Скоморохи  странствующие актёры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, — представляли русскую народную культуру в раннюю пору её становления. Первые сведения о скоморохах датируются ХI веком. В ХVI веке, когда создаётся Государева Потешная палата, в неё приглашаются самые талантливые представители скоморошьего искусства и музыкальные мастера «гудошного дела», которые создавали и реконструировали музыкальные инструменты: гудки, домры, гусли, сурны, волынки, накры, барабаны.                                                                                        

Пастухи были непревзойдёнными народными музыкантами. Они развивали песенное и инструментарное народное искусство. В российских деревнях даже существовал обычай – нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке. Музыка пастухов была своеобразным профессиональным кодом для общения с собратьями по ремеслу, хотя чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой.                                                                                                                           

Праздничные гуляния, ярмарки в деревне и городе сопровождались игрой на любимой в народе гармонике, звучали гудки и деревянные рожки. Самобытные музыканты-виртуозы выбивали на бубне бесчисленное количество разнообразных ритмов. Иногда в качестве музыкальных инструментов использовались предметы быта. Русские плясовые песни сопровождала балалайка. Исследователи русского искусства отмечали: «Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий поиграть на балалайке перед девушками. Они обыкновенно даже сами изготовляют себе инструмент». Хороводы часто водили под звуки гармошки и балалайки. В некоторых областях песни и пляски сопровождались игрой на скрипке, входившей в состав музыкальных ансамблей.                                                                                             

Древнерусские музыкальные инструменты получили своё развитие благодаря творчеству мастеров и музыкантов-этнографов. Существовавшие некогда инструменты реконструировались, обретая новую форму, звучание и предназначение.

                   Выставка продолжит работу до 18 мая.

(0+)

СПРАВКА: Музыкальные мастера, представители «Центра многострунных инструментов народов Алтая»: Жиба Николай Павлович – Заслуженный деятель ВМО, Гнездилов Александр Ильич – Народный мастер Алтайского края, Епифанцев Александр Яковлевич – Народный мастер Алтайского края, Бородин Борис Николаевич – заведующий музыкальной мастерской кафедры народных инструментов АлтГАКИ, Стефанский Борис Михайлович – преподаватель БГПК, Перехрест Игорь Владимирович – скрипичный мастер, Головин Александр Валентинович – директор МУК «Чарышский районный Народный Дом», Гладких Максим Анатольевич – мастер резьбы по дереву.

Фото — здесь