«Алтай стал мне родным…»

«Алтай стал мне родным…»

140-летию Н.К. Рериха была посвящена встреча в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА).

В этот день в Белом зале музея яблоку было негде упасть. Перед началом встречи посетители знакомились с экспозицией из фонда ГМИЛИКА, посвященной истории создания фильма «Николай Рерих». Главными событиями мероприятия, конечно же, был приезд режиссера Роллана Сергиенко и репрезентация полной версии киноленты.

Имя режиссера Сергиенко известно многим в стране. Ученик великого Довженко сделал немало в кинодокументалистике. Особое место в творчестве Роллана Петровича занимает тема Чернобыля, он создал девять фильмов об этой трагедии века. Сергиенко – член Национального союза кинематографистов Украины и Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, член Гильдии кинорежиссёров России, лауреат Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, лауреат Международной премии имени Николая Рериха.

– Алтай стал мне родным, – признался Роллан Петрович. – Здесь я снял две картины. Фильм о Николае Рерихе был создан с моими друзьями-единомышленниками 40 лет назад…

Фильм Сергиенко – одна из первых документальных лент, посвящённых выдающемуся художнику и мыслителю. Он создавался в семидесятые, и к его рождению причастны многие замечательные мастера. Среди них верный друг нашего края кинорежиссер, сценарист, лауреат Государственной премии СССР Ренита Григорьева, вице-президент Международного центра Рерихов, генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха Людмила Шапошникова, биограф семьи Рерихов Павел Беликов. Идею создания фильма тогда поддержали сын Рериха – Святослав Николаевич и вице-президент Музея Рериха в Нью-Йорке Зинаида Фосдик. На встречу в ГМИЛИКА пришел и заслуженный художник России Леопольд Цесюлевич – сорок лет назад он был консультантом фильма.

Ренита Григорьева обратилась к гостям музея с экрана. В своем видеообращении она рассказала о съемках фильма, поделилась сокровенными мыслями.

– Рерих фактически провозгласил, что в войне мы победили духом, – сказала Ренита Андреевна. – Самое страшное – это разлом сознания, уничтожение веры в жизнь, в духовный прогресс. Соборность, сотрудничество – все слова с приставкой «со» важны, как никогда. Человек не должен забывать, что он – со-творец.

Фильм «Николай Рерих» долгое время демонстрировался на экранах в сокращённом варианте. В него не были включены фрагмент интервью с премьер-министром Индии Индирой Ганди, съёмка юбилейного торжества в честь 100-летия Н.К. Рериха в Большом театре, кадры открытия мемориальной доски в Верх-Уймоне – на доме, в котором останавливалась возглавляемая им экспедиция. Гости ГМИЛИКА увидели полную версию картины.

Омичка Светлана Сидоркина поделилась своим впечатлением:

– Конечно же, мне интересен был герой киноленты, – сказала она. Картины отца и сына Рерихов я не раз видела в музеях. Я знала их как художников, но об их жизни и судьбе не имела представления. К тому же мне очень хотелось увидеть живую легенду – ученика великого Довженко режиссера Роллана Сергиенко. Я помню, какое впечатление произвели на меня его ленты о Чернобыле. Мне понравился и документальный фильм о Дальнем Востоке сына Роллана Петровича – Алексея. Так жаль, что в декабре он ушел из жизни… Вот поэтому, оказавшись в Барнауле, я не могла пропустить такую встречу.

На репрезентации киноленты мы встретили и председателя комитета по культуре и делам молодежи Ребрихинского района Сергея Чикильдика.

– Фильм «Николай Рерих» делался в советское время. Понятно, что некоторые реалии отложили на нем свой отпечаток, – поделился он. – Но и много интересных моментов о судьбе художника и мыслителя из ленты я узнал.

Рерих в моей жизни неслучаен. Я всегда интересовался творчеством художника, в Ребрихе мы принимали выставку его картин. На первый взгляд некоторые полотна кажутся фантастическими, цвета яркими и необычными. Но однажды мы с женой возвращались из Змеиногорска и вдруг солнце так осветило горы, что мы увидели – они сиреневые! Природа настолько красива была в тот миг, как на картинах Рериха. Мы не верили, что такое бывает, а красота, оказывается, реальна!..

***

Леопольд Цесюлевич: «Меня пригласили консультантом к этому фильму по той причине, что в тот начальный этап создания кинокартины, когда Ренита Андреевна и индолог Людмила Васильевна Шапошникова составляли сценарий, у них не получалось связать видеорядом русский период творчества Николая Рериха с индийским. Именно в это время я послал Людмиле Васильевне мою развернутую статью о Рерихе на Алтае. Совсем неожиданно для меня оказалось, что я помог им образно, горами Алтая, которые являются частью великого горного мира Азии, но где в селах живут истинно русские люди, связать два этих столь как бы разных мира в единое. Россия в горном мире Азии.

Съемки велись, во-первых, у Белухи. Здесь группа новосибирских альпинистов, руководимая нашим добрым другом Евгением Палладиевичем Маточкиным, совершила восхождение на пик Рериха, что в системе Белухи, оставила на вершине барельеф Рериха. Восхождение снималось операторами с вертолёта. Это были торжественные кадры: Знамя Мира на вершине пика Рериха! Евгений Маточкин в великом восторге, высоко держа Знамя, широко размахивал им, а кругом – белые вечные снежные вершины Алтая.

Несколько дней съёмки велись и на юге Белухи, у истоков Катуни. Этому прекрасному высокогорному месту ведь посвящены картины Николая Рериха: ряд этюдов и полотно «Победа». Второе название её – «Змей Горыныч».

Открытие мемориальной доски на Доме Рериха в Верхнем Уймоне превратилось в небывалый, радостный и, видимо, величайший праздник селян за многие десятилетия. Шли съемки фильма, выступали представители власти, культурные деятели, учителя школы, дети, пионеры стояли в торжественной линейке.

А самое замечательное – селяне в традиционных национальных русских костюмах создавали яркую, красочную картину народного праздника, торжества, возвышенности духа. Ведь в этом действе наконец-то осуществились, хоть на один день, чаяния народного самосознания и единения. Праздник был истинным и неповторимым: художник, творец и любимый им народ, Рерих и Алтай. И мечты народа о счастье».

Из статьи «Понятие о культуре и история создания коллекции экспонатов по творческому наследию семьи Рерихов».

Опубликовано: «Алтайская правда» 05.01.2014 г.

Автор: Светлана Александрова