В Барнауле презентовали первое в России шеститомное собрание сочинений Георгия Гребенщикова

В Барнауле состоялась презентация первого в России шеститомного собрания сочинений Георгия ГРЕБЕНЩИКОВА – незаслуженно забытого русского писателя, журналиста и общественного деятеля.

Издание его творческого наследия на его родине стало возможным благодаря губернаторскому издательскому проекту, приуроченному к 130-летию со дня рождения Георгия Дмитриевича.

Шеститомник Георгия Гребенщикова – это коллективный труд заинтересованных людей, настоящих подвижников, которые более 25 лет назад предприняли первые шаги по формированию полного фонда произведений писателя, а также материалов, связанных с его жизнью и творчеством. В их числе – и доцент Алтайского госуниверситета (главный редактор собрания сочинений) Татьяна Черняева, и первый директор ГМИЛИКА Тамара Вараксина, и заслуженный работник культуры России Анатолий Ломакин, и председатель краевого Совета женщин Надежда Ремнёва, и многие другие.

m_528986e027e84

Летописец своего времени

По мнению Губернатора Алтайского края Александра Карлина, издание шеститомника – событие, которое выходит далеко за региональные рамки. Оно приравнивается к событиям национального значения.

– Это самое полное, самое актуализированное и научно оснащенное собрание сочинений писателя, – считает Губернатор. – Оно по достоинству оценено всеми, кто знает этого писателя и интересуется его творчеством как в нашей стране, так и за рубежом. Вообще, в этой личности меня больше всего поражают его природная скромность, деликатность по отношению к людям, с которыми, пусть даже ненадолго, сводила судьба. В этом смысле Георгий Гребенщиков – летописец своего времени. Его роман «Чураевы» – это апофеоз верности собственной истории, культуре, языку, своим корням. В его произведениях – глубинное понимание родной земли и того народа, который эту землю осваивал, достойно ее содержал.

Значимой вехой не только в истории Алтайского края, но и в российской культуре в целом назвал выход в свет шеститомника директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. По его словам, все началось с того, как в конце 1980-х годов первые партии архива Георгия Гребенщикова стали поступать в Россию из США через известного режиссера, сценариста, кинодокументалиста, актрису Рениту Григорьеву – в то время она хорошо понимала, насколько нашей стране важно слово, на которое можно опереться. Ведь Георгий Дмитриевич даже в эмиграции обозначал ориентиры – писал произведения, в которых звучала и тоска по родине, и размышления автора о судьбе страны.

– Сегодня наследие Георгия Гребенщикова, вернувшееся на Алтай, находится в контексте многих научных исследований, – говорит Игорь Коротков. – Наш музей когда-то начинался с трех святынь, на которые мы постоянно опираемся, – речь идет о фонде Василия Шукшина, фонде Николая Рериха и, безусловно, фонде Георгия Гребенщикова.

Image00002_big

«Я слышу голоса…»

Изданный шеститомник во многом отличается от привычных академических изданий. Прежде всего тем, что в каждом из томов представлены разные грани творчества Георгия Гребенщикова – писателя, журналиста, публициста, автора писем. Они объединены в три раздела – «Художественная проза», «Очерки и статьи», «Избранные письма», охватывающие хронологические рамки с 1910-х по 1950-е годы. Здесь собраны лучшие произведения автора, которые позволят читателю достоверно оценить и масштаб дарования нашего земляка, и его место в сибирской литературе и литературе русского зарубежья.

– Некоторое время назад имя Георгия Гребенщикова было мало кому известно, – рассказывает главный редактор шеститомника Татьяна Черняева. – И когда я в компании филологов упоминала это имя, многие на меня смотрели с нескрываемым уважением, искренне полагая, что я занимаюсь исследованием творчества лидера группы «Аквариум». Сегодня же я могу сказать, что без этого издания история литературы Алтая была словно обезглавлена. Ведь до сих пор наш край ассоциировался только с личностью нашего земляка Василия Шукшина. Однако именно Гребенщиков создал тот фундамент, без которого литературный процесс развивался бы иначе.

Конечно, как сокрушается Татьяна Георгиевна, творчество Гребенщикова вернулось на родину слишком поздно. Но тому был целый ряд причин. В августе 1920 года он выехал из России «вне беженской волны» – отправился через Константинополь в Париж. Уже в апреле 1924 года по совету Николая Рериха Гребенщиков оказался в Америке, где прожил 40 лет, занимаясь журналистикой, литературой, а также строительством «скита русской мысли» (так он называл скромное поселение русских эмигрантов в штате Коннектикут, в 75 милях от Нью-Йорка, позже получившее название Чураевка), где собственными руками сложил часовню памяти Сергия Радонежского.

– Для россиян творчество Гребенщикова было закрыто в связи с тем, что его долгое время считали участником белогвардейского движения, – поясняет Татьяна Георгиевна. – Но это не так, на фронте Первой мировой он оказался в 1916 году как организатор первой помощи раненым и больным воинам, а после трагических событий революции, не имея возможности заниматься литературой и публиковать свой роман «Чураевы», он решил уехать в Париж. И этот отъезд никак не был связан с эмиграцией участников врангелевского движения. Потом, уже живя в Америке и понимая, что в Россию ему путь закрыт, Георгий Гребенщиков написал свое знаменитое письмо Константину Симонову, в котором выразил надежду на то, что его заграничный опыт мог бы пригодиться и для русского читателя на родине, особенно в преобразованной Сибири. Столь же пронзительные письма писал Гребенщиков Максиму Горькому, Бунину и другим писателям-титанам.

Однако даже в Америке Гребенщиков, кстати, в отличие от других русских писателей-эмигрантов, проникся историей и культурой этой страны и даже написал серию очерков о жизни американцев. Более того, в своих лекциях, которые он читал в американских университетах (их он прочел около 700), Георгий Дмитриевич не раз сравнивал Америку с Сибирью. Гребенщиков до последних дней называл себя Алтаичем (иногда этим псевдонимом он подписывал свои статьи) – сыном Алтая. Не случайно в своих воспоминаниях он писал: «Я скромный сын полудикого Алтая… Я помню родные горы, я слышу голоса…».

Кстати, интерес к изданию собрания сочинений проявили не только Ренита Григорьева, которая прислала видеообращение к жителям Алтая, но и Валентин Распутин – им будет направлено по экземпляру шеститомного собрания сочинений.

СПРАВКА «ВБ»

Георгий Гребенщиков родился в селе Николаевский Рудник Бийского округа. Сын простого сибирского горнорабочего, он стал доктором филологии, профессором одного из американских колледжей, почетным доктором Академии наук и искусств Испании, Мексики, обладателем литературных премий многих стран мира. Гребенщиков – автор более 100 романов, новелл, рассказов, драматических произведений, большая часть которых переведена на многие европейские языки.

Опубликовано: «Вечерний Барнаул» 18.11.2013 г.

Автор: Наталья Катренко