Валерий Фомин: «Мою судьбу определила Сибирь»

Жюри юбилейного ХХ Всероссийского Шукшинского кинофестиваля в 2018 г. возглавит киновед, историк кино, доктор искусствоведения, член академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел», член киноакадемии «НИКА» Валерий Иванович Фомин.

Фомин Валерий Иванович (председатель Шукшинского кинофестиваля).jpg

Член Союза кинематографистов СССР (с 1973 г.). Он дважды избирался секретарем правления Союза кинематографистов России и дважды – президентом Гильдии киноведов и кинокритиков. С 1997 по 2004 г. работал в составе комиссии по Государственным и Президентским премиям РФ (секция кино и телевидения).

В 1967 г. Валерий Фомин окончил киноведческий факультет ВГИКа. В 1965-1968 гг. работал заведующим архивом Госфильмофонда СССР, с 1969 по 1976 г. – заместителем заведующего редакции кинолитературы издательства «Искусство», с 1976 г. – старшим научным сотрудником отдела теории и эстетики кино НИИ киноискусства. С 1989 по 2001 гг. – заведующим отделом отечественного кино, ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства. С 2000 – профессор, заместитель заведующего кафедрой менеджмента в кино и телевидении Государственного университета управления.

Еще будучи студентом киноведческого факультета ВГИКа ему довелось наблюдать процесс создания фильма «Живет такой парень» В. Шукшина, начиная с утверждения актерских кинопроб, просмотров отснятого материала и чернового монтажа. Позднее, уже работая над книгой о кинорежиссерах-современниках «Пересечение параллельных», он избрал одним из главных героев будущей книги» именно Шукшина. С намерением понять метод работы Василия Шукшина-режиссера он присутствовал на павильонных съемках и монтаже «Печек-лавочек».

Процесс наблюдения за своеобразной работой Шукшина продолжился и на фильме «Калина красная». Молодой киновед побывал на съемках этого фильма в Белозерске, наблюдал ключевые съемки в павильонах «Мосфильма», процесс монтажа, озвучания и даже внесения цензурных поправок, полученных от Госкино СССР при сдаче фильма. Им были сделаны также очень важные записи комментариев и откровенных бесед с режиссером о принципах его работы в кино и литературе.

В результате этих наблюдений на страницах журнала «Советский экран», выходившем тогда двухмиллионным тиражом, появился первый репортаж о съемках «Калины красной» с интервью Шукшина. Позднее весь собранный уникальный материал составил центральный раздел книги «Пересечение параллельных» (1976).

Работавшему в редакции кинолитературы В. Фомину удалось добиться публикации сборника сценариев Шукшина. Это было очень важное для писателя первое большое издание его сценарной прозы. К сожалению, Василий Макарович не успел порадоваться этой особой для него книги. Она вышла уже посмертно, в 1975 г.

При всем многообразии киноведческих интересов В.И. Фомина, главным и самым большим его увлечением, по его собственному признанию, было и остается творчество нашего великого земляка, забота о сохранении и популяризации его творческого наследия. Помимо многочисленных публикаций, телевизионных программ на шукшинскую тему, пожалуй, наиболее важной работой киноведа на этом поприще стало собирание максимально полной коллекции архивных документов по истории создания фильмов Шукшина, а также его неосуществленных замыслов в кино. Эта обширная коллекция документов, переданная музею В.М. Шукшина в Сростках и Государственному музею истории литературы, искусства и культуры Алтая послужили позднее основой для подготовки и издания первого в России документального исследования «Василий Шукшин: жизнь в кино» (Барнаул, ГМИЛИКА, 2009).

За годы плодотворной работы из-под пера Валерия Ивановича вышло полтора десятка книг по теории и истории киноискусства, в числе которых: «Кинематограф «оттепели», (1998), «Кино и власть» (1996), книжная серия «Полка» (вып. 1-3, 1992, 1993, 2006), 5-томная «Летопись российского кино» (2004-2016), «Кино на войне» (2005), «Цена кадра» (2010), «Как снять шедевр. История создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР» (2016), «Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице… Рождение Союза кинематографистов СССР. 1951-1965 гг.» (2018) и мн. др.

Под руководством Фомина осуществлено несколько масштабных коллективных исследовательских проектов, в т.ч. – «От Ханжонкова до Голутвы», в котором впервые в отечественном киноведении история российского кино рассмотрена как история всей киноотрасли.

Начиная с 1990-х гг., В.И. Фомин подготовил и организовал 10 архивно-документальных выставок, знакомящих зрителей с малоизвестными страницами истории отечественного кинематографа. Он является также автором больших циклов документальных фильмов «Страницы кинолетописи Российского кино», «История киноначальников. Строители и перестройщики», «Наше кино. Чужие берега» (телеканал «Культура»).

Валерий Иванович поощрен многими наградами и премиями. С 1977 по 2017 его книги 14 раз входили в число лучших киноведческих изданий и были отмечены дипломами и призами Гильдии киноведов и критиков. Он является обладателем Приза кинопрессы (1997), призов кинофестиваля архивного кино «Белые Столбы» (2001, 2003), награжден медалью имени А.А. Ханжонкова (2002).

Сам он признается, что хотя родился и вырос на Волге, окончил школу в Казани и даже уже начал учиться в знаменитом Казанском авиационном институте, выбором своей киноведческой профессии обязан именно Сибири.

С 1959 по 1961 г. он работал на стройках и заводах Новосибирска, Красноярска, был грузчиком на железнодорожном вокзале Иркутска, исколесил берега Енисея и Ангары, пешком обошел южный берег Байкала. В этих странствиях по сибирским просторам у него и проявился особый интерес к искусству. Будучи рабочим сборочного цеха новосибирского завода «Сиблитмаш», он узнал о существовании Всесоюзного государственного института кинематографии и отправился в Москву, по тому же маршруту, что ранее проложил наш земляк, его будущий любимый режиссер и человек Василий Макарович Шукшин…

Источник: Управление по культуре и архивному делу Алтайского края  февраль, 2018

Елена Огнева

Заместитель директора по научной работе ГМИЛИКА